Город – это азбука

Дарья Штыркова
693
0

Павел Гнилорыбов, историк-москвовед, основатель проекта «Моспешком», будет вести в Университете детей вектор «Как читать город». Павел рассказал нам о программе курса.

Вектор проводится совместно с международным обществом «Мемориал».

Чем городские здания отличаются друг от друга? Что могут о себе рассказать? Как жили богатые и бедные москвичи сто пятьдесят, сто и пятьдесят лет назад? Как отличить классику от модерна, а модерн от конструктивизма? Научимся читать наш город и проведем самостоятельное исследование.

Расскажите, пожалуйста, в каком формате будут проходить занятия?

– Большинство – в формате лекций, но на каждом занятии мы постараемся выходить на улицу и уделять какое-то время тому, что находится вокруг. В самом начале я даю материал – и мы сразу, пока он не выветрился из головы, отправляемся закреплять.

Какой именно контекст города вы будете исследовать?

– Мы берем не город – мы берем человека, который в этом городе живет, исходим из кого, что город – это азбука и невозможно научиться читать, если не знаешь букв. Роль букв в данном случае играют архитектурные стили, жилые дома, транспорт. Будем учиться читать город. В общем-то, берем Маяковского – «А я обучался азбуке с вывесок, листая страницы железа и жести» – и перекладываем его на современный манер.

А какие конкретно темы вы затронете?

– Самым интерактивным станет занятие, посвященное эволюции московской торговли. Мы поймем, что люди и их повседневные практики не особенно изменились. Сейчас кто-то из москвичей может пойти в торговый центр, а кто-то – на рынок.Так и сто пятьдесят лет назад одни шли в торговые ряды и пассажи, другие на Сухаревку. Я расскажу, как продвигали товары, как зазывали и даже затаскивали москвичей в магазины. Студенты увидят, что разнообразие видов рекламы не с потолка взялось: сто лет назад была реклама на асфальте, на зданиях, на аэропланах. Очень хочу, чтобы студенты поняли, что они не первые и не последние, кто живет Москве, и ощутили себя наследниками тех, кто здесь бродил лет пятьдесят, семьдесят и сто назад.

На каких улицах и достопримечательностях вы планируете сделать особый акцент и почему?

– Мы сконцентрируемся на Тверской и Новом Арбате, посмотрим, как могут сосуществовать Дом на набережной и «Красный Октябрь». Важно рассмотреть исторические эпохи и маленького человека внутри каждой из них. Но подробно мы будем говорить о Москве XIX и XX века, потому что в этом возрасте еще тяжело понять, чем отличается «пятьсот лет назад» от «триста лет назад». Постараемся связывать прошлое с известными событиями – например, этот дом был построен тогда, когда уходил в свой единственный рейс «Титаник».

У студентов будут домашние задания? Потребуется ли для них дополнительная подготовка или полученных на занятиях знаний хватит для выполнения?

– Первое домашнее задание непосредственно связано с местом, где каждый из студентов живет, с домом, с личным опытом и переживаниями. Они будут искать информацию о доме, рисовать карту района, отмечать важные точки – куда подростки ходят, где проводят больше времени, где меньше. Потом мы это проанализируем на занятиях.

В чем будет заключаться суть самостоятельного исследования города?

– Наш исследовательский проект обобщит содержание всех предыдущих лекций. Мы создадим несколько групп, где студенты будут говорить про разные десятилетия двадцатого века – самые яркие, образ которых в нашем сознании уже сформирован. Это 1930-е, 1960-е и 1990-е. Чем любое из них ценно – есть какие-то штампы, стереотипы. Если девяностые, то они обязательно «лихие», если шестидесятые, то это непременно что-то оттепельное, вечное «Я шагаю по Москве». Если тридцатые, то это сложное время, противоречивое, с холодком. Наша задача – либо подтверждать эти штампы, либо их опровергать. У каждого будет своя тема, например, магазины тридцатых, магазины шестидесятых, магазины девяностых. Работать студенты будут в группах, и внутри группы кто-то займется исследованием архитектуры, кто-то – ресторанов, кто-то – транспорта.

Мы придумаем героя, такого обобщенного москвича, «надмосквича», исследуем его действия, поступки, мотивацию в тридцатые, шестидесятые и девяностые. Главный посыл – Москва постоянно меняется и раз в поколение (полтора-два десятилетия) придумывает себе новую сущность, а потом уничтожает себя.

А как этот итоговый исследовательский проект будет выглядеть?

– Как выступление всей группы, где каждый расскажет о конкретном аспекте городской жизни, а после мы спросим родителей, бабушек и дедушек, как рассказанное соотносится с их личным опытом. Студенты ведь не могут этого помнить, они родились в 2002–2003 годах, а вот совпадет ли представленный студентами образ шестидесятых с воспоминаниями бабушки? Посмотрим.