Интервью с продюсером направления «Динамика» Марией Завалишиной

Анна Тодич
611
1

О том как создаются занятия в Университете детей и что интересного ждёт студентов в новом учебном году нам расскажет продюсер направления «Динамика» Мария Завалишина.

– Чем ты занимаешься в Университете детей?

Моя задача – придумать вместе с коллегами программу на ближайший семестр. Сначала мы вместе формулируем задачу на уровне идеи, а затем подбираем специалистов, которые помогут эту идею реализовать. Мне необходимо связаться с учеными, обсудить с ними наши идеи и совместно разработать занятие на основе метода Университета детей.

– Почему программа занятий построена именно таким образом?

Программа для каждого направления построена в соответствии с особенностями возраста, о чем можно подробно прочитать у нас на сайте. Направление, которым я занимаюсь, называется «Динамика»; на нем обучаются дети 11−12 лет. Внутри семестра – два тематических блока и в каждом из них своя научная тема, которая рассматривается с разных точек зрения. У младших студентов Университета пока еще только первая встреча с наукой: ребята совсем недавно узнали, что наука бывает гуманитарной, точной или естественной. А студенты направления «Динамика» про науку уже кое-что понимают. Ну, а главная особенность Университета детей в том, что мы работаем не с педагогами, а с учеными и другими специалистами из мира науки и технологий.

– Почему?

Если дать простой и краткий ответ: потому что ученые любопытны, дети любопытны, и в этом они очень похожи. Ну, а наш Университет детей – как раз то место, в котором они могут встретиться. Наша задача эту встречу организовать и сделать ее максимально продуктивной.

– Зачем это нужно?

Ученый умеет свое любопытство как-то организовать, реализовывать, пустить в нужное русло, во что-то превратить. У ребенка любопытство еще не дифференцированно: ему просто всё вокруг интересно. Мы стараемся это общую, изначальную детскую любознательность сфокусировать, направить и усилить – с помощью наших занятий. Наша цель состоит в том, чтобы после занятий у детей возникло желание самим что-то искать, исследовать, открывать. Встреча с настоящими учеными впечатляет и вдохновляет даже взрослых. А уж когда дети видят людей, которые занимаются наукой – интересных, живых, увлеченных, часто очень молодых людей – у них ломается стереотип о том, что наука это что-то ужасно скучное «где-то там, в белых халатах»… Наука – не только унылая рутина, наука – это все вокруг нас. И мы стараемся так выбрать для наших занятий тему, чтобы эта истина стала очевидной и для детей. Мы стараемся обсуждать привычные для них вещи, но на этот раз – с научной точки зрения. Встречи дают ребятам понять, что наука совсем рядом с ними, она их окружает и без нее почти все, к чему мы привыкли, было бы невозможно.

– Чему будут посвящены занятия нового семестра?

В новом семестре у нас планируется два тематических блока. Первый называется «Медицина и здоровье», и может возникнуть ложное впечатление, будто мы собираемся говорить исключительно о врачебных профессиях и о том, как врачи лечат людей. Это не совсем так. Не стану лукавить: на наших занятиях будут и врачи (хирург, радиолог, физиолог), и ученые-биологи – например, к нам придет человек из миссии «Врачи без границ», который занимается логистикой, организовывает работу врачей в экстремальных условиях. Но наши занятия – они тоже «без границ». Мы поговорим с биологом о феномене боли и о том, зачем она нужна. Поговорим о животных и том, как они себя лечат. Микробиолог расскажет ребятам о бактериях и о том, как они с человеком уживаются. Мы будем говорить про сложности в работе врачей, про новые технологии…

Второй блок, «Население Земли», получился даже более разнообразным. Он посвящен людям, и затронутые в нем темы будут так или иначе связаны с человечеством. Мы обсудим проблему перенаселения и поговорим о малых народах, которые живут в трудных условиях, и о том, как они выживают. Затронем тему прав человека и поговорим о том, что такое самоидентификация – как мы вообще понимаем кто мы такие, и что нам в этом помогает. Будем говорить об экологии, об утилизации мусора. В темах этого блока – культура, цивилизация, исторические тайны и загадки. Кроме того, дети проведут и свое небольшое демографическое исследование…

– Зачем учиться в Университете детей?

Для того, чтобы реализовать свое любопытство и заодно наработать необходимые во взрослой жизни навыки критического мышления. Дети учатся сомневаться и задаваться вопросами. Учатся не верить на слово, а всё проверять самим – что очень способствует их развитию. А мы вместе с учеными стараемся дать детям то пространство, в котором можно будет свободно задавать вопросы и искать на них ответы.