I Научные бои Политехнического музея

Лекция
14 августа 2013
20:00
Культурный центр ЗИЛ
1+
649
0

Описание

Добавить в календарь

14 августа 2013 года в 20.00 на территории выставки «Игры: взгляд в будущее» «Научные бои» Политехнического музея определили Человека Наук!

«Научные бои» — новый формат привычных научно-популярных лекций, неформальная конференция, в течение которой ученые и исследователи представляют результаты своей работы и предмет изучения за 10 минут.

Как это было:

Теории и практики о Научных боях:

«Изначально идея Science Slam возникла в Германии как аналог Poetry Slam — состязания поэтов, придуманного в США в середине 1980-х годов. Первый научный слэм состоялся в 2010 году в Дармштадте, после чего идея стремительно завоевала весь мир — от Скандинавии до Индонезии.»

Московские новости поговорили с Александрой Коперник, куратором лектория Политехнического музея:

«Мы с нашей командой давно работаем с популярной наукой, устраиваем лекции. У нас, кажется, выступили уже все известные ученые. Мы решили использовать этот опыт, чтобы научить новых ребят — найти их в лабораториях, научить говорить. Получить новое поколение людей с горящими глазами, которые будут рассказывать, как увлекательно то, чем они занимаются. Я надеюсь, что мы поможем им, а они помогут нам. Я очень хочу устраивать «Научные бои» каждый месяц».

Вечерняя Москва:

«Зачастую для ученого, привыкшего к обмену терминами с коллегами в стенах лаборатории, такое выступление — это настоящий выход за рамки привычной зоны комфорта. Поэтому Политех предоставил участникам первых — пока! – «Научных боев» замечательную возможность пройти специальный тренинг со специалистами и грамотно построить свою презентацию».

Жюри

  • Бурцев Михаил, руководитель лаборатории нейроинтеллекта и нейроморфных систем Курчатовского НБИК центра, научный сотрудник ИПМ им. М.В. Келдыша РАН, старший научный сотрудник НИИ НФ им. П.К. Анохина РАМН. Один из постоянных лекторов Лектория Политехнического музея.
  • Татьяна Рябухина, куратор Детского Лектория Политехнического музея.
  • Боганцев Иван, руководитель дирекции образовательных программ Политехнического музея.
  • Леонид Гусев, зам. проректора МГУ им. Ломоносова, директор Всероссийского фестиваля науки

Экспертный совет Лектория выбрал пять счастливчиков для участия в турнире. В течение 2 дней они обучались мастерству публичного выступления у специалистов компании «Тренинг-бутик», которая в 2012 году вошла в топ-6 провайдеров по развитию лидерства. Всего за 48 часов они научились говорить просто о сложном: научные теории стали понятны всем!

Итак, как прошли Научные бои Политехнического музея и кто на них выступал:

«Наша задача сделать так, чтобы о науке можно было говорить понятным языком», — вот так в начале вечера обрисовал главную идею «Научных боев» Михаил Хомич, ведущий мероприятия.

Получилось? Кажется, да. Зал был битком набит слушателями, большая часть которых имела непосредственное отношение к науке. Задавали вопросы, комментировали, обсуждали, а еще много улыбались и шутили.

Первой поднялась на сцену Ольга Ивашкина. Ольга закончила Биофак МГУ и сейчас работает сразу в двух лабораториях в Институте Нормальной Физиологии им. П.К. Анохина и в Курчатовском институте, исследующих мозг и механизмы памяти.

«Меня больше всего интересует, как устроена наша память», — сказала она.

Поддержать ее вышли четыре коллеги-девушки. Все они изображали модель нервной системы: аплодируя, показывали, как передается электрический импульс в нашем мозге, и мы запоминаем информацию. Девушки, в выступлении Ольги — это нейроны, а хлопки – собственно, процесс передачи импульса, спайк. Когда мы запоминаем, все нейроны начинают работать синхронно. Но, вместе с этим, постоянно происходят различные биохимические процессы. Например, синтез новых белков, из которых состоят нервные клетки.

Так вот, Ольга рассказала, что когда мы пытаемся запомнить телефон или решить задачу, кроме обычных белков, начинают синтезироваться дополнительные. Как раз они и отвечают за долговременную память. То, как это происходит, тут же показывали ее ассистентки: липкая лента – это цепь аминокислот, а налипающие на клейкую часть бумажки — это как раз «белки памяти». Так вот, все эти белки- специфические и обычные-составляют нейронную сеть, «в которой и хранятся наши воспоминания».

«Так, образование памяти похоже на установление социальных контактов в сети», — сказала Ольга. Она рассказала об интересном исследовании мозга крыс. Белки флуорисцируют по-разному: при определенной длине волны облучения они светятся разными цветами. Это наглядно изобразили девушки при помощи шариков. Для чего в данном случае это делается? Оказывается, так можно определить какие из белков синхронизируются друг с другом и будут передавать спайки, какие начнут синтезировать специфических «собратьев», а какие возьмут на себя две эти функции.

Одна из целей работы Ольги — узнать, какие именно нейроны включаться в сеть памяти. «Это позволит нам понять, как именно формируется сеть, каким образом хранятся наши воспоминания».

Следом выступала Мария Худякова. Мария работает в единственной в России лаборатории нейролингвистики (НИУ-ВШЭ). Важная задача нейролингвистики, изучающей, как связаны язык и мозг — понять механизмы и изменения речевых процессов при повреждении мозга. Мария рассказала об особенностях речи, людей больных афазией. Нейролингвистика изучает разные типы нарушений в тексте, которым могут соответствовать разные диагнозы.

«Мне не важны суффиксы, я занимаюсь общей структурой устного текста, мне интересны законы, по которым создается текст».

Еще одна участница, Анастасия Канатьева – кандидат химических наук, старший научный сотрудник в лаборатории хроматографии Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева Российской академии наук (ИНХС РАН). Анастасия рассказывала и показывала, что же происходит в хроматографической колонке, когда на нее наносят вещество. Продемонстрировала, как русский ученый М.С. Цвет в прошлом веке пытался очистить хлорофилл от примесей, рассказала о километровой колонке и почему сегодня нефть так делить никто не решиться. Основная тема ее рассказа базировалась на монолитах-веществах органического происхождения, например, метакрилат, дивинилбензол. Объясняла, чем они лучше обычных сорбентов и как, при помощи карманного хроматографа можно будет определить, из чего состоит воздух, которым мы дышим. Выступление Анастасии наверняка запомнилось зрителям, как самое веселое.

Следующим был Александр Варнавский, который исследует поведения человека и изменение состояния человека во время работы с техникой и автоматикой – от автомобиля до ядерной станции. Александр рассказал, что, в скором времени, можно будет предсказать, а значит и предотвратить несчастный случай на производстве. Он разработал специальные математические алгоритмы и теперь графики – показывают, кому пора идти отдыхать, а кому можно еще потрудиться. Формулы описывают, как работают устройства фиксирующие различные биометрические данные.

В самом начале выступления он даже поиграл с одним из зрителей в баскетбол, а потом нарисовал кривую, характеризующую зависимость точности броска от уровня стресса (психологическое, физическое состояние может меняться и зависит от различных внешних факторов).

Его наработки можно использовать для того, чтобы просчитать, какой отдых выбрать – активный, пассивный или совмещать их.

«Красиво – значит хорошо, я это доказал математически», — сказал Михаил Губко. Михаил — кандидат технических наук, научный сотрудник в Институте проблем управления им. В.А. Трапезникова. Он рассказал, что такое самоподобная структура и фракталы. По его мнению, главное создать максимально оптимальную структуру, как например, это можно сделать с интернет сетью: провайдерами и пользователями.

«Чем хороша математика? Тем, что Вы одну формулу доказываете, а ей потом пользуются экономисты и химики. Это приятно»

Например, математически доказано, что изомер пентана с минимальной температурой плавления самый дешевый. "Вкусная" структура изопентана выглядела следующим образом: яблоки – атомы углерода, деревянные палочки — это химические связи, а 12 чупа-чупсов – атомы водорода. В конце выступления Михаил разобрал молекулу, и все съедобные составляющие достались самым маленьким слушателям.

Победителем и обладателем гордого звания «Человек-Наук» стала Ольга Ивашкина. В качестве приза — консоль XBox от компании Microsoft. Остальные участники получили 4-G модемы от компании Мегафон.

Члены жюри, в целом, остались довольны и участниками, и их выступлениями. Татьяна Рябухина отметила, что некоторые из докладов были бы интересны и детям.

Мероприятие прошло в рамках выставки «Игры: взгляд в будущее»