Хотелось бы заметить

Лекция
27 января 2015
19:30
Культурный центр ЗИЛ
12+
2339
5

Описание

Добавить в календарь

Психолог Мария Фаликман рассказала об особенностях нашего внимания. Могут ли компьютерные игры научить концентрации? Почему секретарь никогда не станет летчиком? И, наконец, почему мы до сих пор не знаем, что такое внимание?

Хотелось бы заметить

Лекторий
1:21:06

Расшифровка лекции на сайте Colta.ru

Про внимание

Моя лекция будет о внимании. Для начала мы попробуем ответить на вопрос, что это такое, – потому что точного ответа до сих пор нет. Психологи сто пятьдесят лет охотятся за вниманием, но оно от них постоянно ускользает и прячется: то в зрении, то в слухе, то в мышлении. При этом само внимание так устроено, что мы многого не замечаем. Эволюцией так заведено, что человек запоминает только самое ценное и самое важное, а все остальное от него разбегается, расползается, и что с этим делать, совершенно непонятно. Исследования, конечно, ведутся, и есть шанс, что скоро мы будем точно знать, что такое внимание, но четкого ответа пока нет.

Про HR

Отбор сотрудников – это всегда сложная психологическая игра. В каждой профессии свои требования. Водитель, летчик, рентгенолог или таможенник, производящий осмотр багажа, должны уметь концентрироваться на одной задаче. А скажем, секретарю-референту, наоборот, нужно быстро переключать внимание с одного фронта на другой: здесь бумага, там звонок, там шеф требует. Человек, у которого переключение внимания низкое, на такой работе будет страдать. И все это опытный кадровик должен уметь прочитать между строк – в резюме и во время собеседования. Есть такой классический старенький психологический тест под названием «Таблица Шульте», или просто «красно-черные таблицы». Тест простой: нужно поочередно находить цифры от 1 и дальше. Или, если мы хотим померить переключаемость внимания, просим его по порядку отыскивать сначала красную цифру, потом черную. Чем больше времени требуется человеку для прохождения этого теста, тем меньше шансов у него стать секретарем.

Про старость

Исследования в области когнитивного старения показывают, что все познавательные функции человека совершенствуются до 27 лет, а после постепенно идут на спад (за исключением, пожалуй, лишь словарного запаса – он с возрастом, естественно, становится богаче). Были проведены совершенно дивные исследования на эту тему. К примеру, американские психологи изучали ошибку внимания в условиях быстрой смены зрительных объектов. На экране попеременно менялись буковки и циферки, и людей просили назвать две буквы, которые появлялись во множестве цифр. Выяснилась жесткая закономерность: после того, как появлялась первая буква, следовал интервал длиной полсекунды, в течение которого человек вторую букву не замечал. Эту ошибку называют «миганием внимания». Предполагается, что происходит она по следующей причине: сразу после того, как появилась первая буква, нам требуется время, чтобы ее закодировать, запомнить, и пока мы кодируем, вторая буква теряется. Так вот, в этом американском эксперименте исследовалось «мигание внимания» у людей пожилого возраста. Результат был банальный: вероятность того, что старушка в эти полсекунды что-то заметит, почти равно нулю. Но в выборку каким-то макаром попался некий старичок, ветеран войны, снайпер, и у него результаты были лучше, чем у контрольной студенческой группы. То есть профессиональный опыт – то, чем человек занимался всю жизнь, – со всей очевидностью влияет на наши способности.

Про игры

Сейчас очень модно разрабатывать упражнения на внимание в виде компьютерных игр. Ведь что ребенок делает на протяжении всего детства? Развивается в игре. Взрослый человек имеет право развиваться таким же образом. Но проблема в том, что результаты пока никто не мерил, и точного ответа – да, компьютерные игры тренируют внимание, – нет. Другой вопрос: какими должны быть эти игры? Американский психолог венгерского происхождения Михай Чиксентмихайи, главный теоретик «потока» – состояния, в котором человек полностью вовлечен в выполняемую им задачу, – выделил два условия, при которых человек способен надолго концентрировать внимание: игра должна сложной и простой одновременно. Избыток внимания всегда сопряжен с его недостатком. Когда мы на чем-то очень сильно сконцентрированы, все, что вокруг, мы просто не замечаем. Так называемый «феномен гипноза цели» – летчик-истребитель, преследуя противника, не замечает, как в это же самое время атакуют его самого. Признаться честно, я сама не играю, потому судить, какие компьютерные игры отвечают требованиям «теории потока», а какие нет, не могу.

Про медитацию

Достоверно доказано, что медитация улучшает внимание. Причем доказано это нейрофизиологами, которые проводили исследования с томографом. Они «схватили» буддийских монахов, протестировали их с помощью стандартных когнитивно-психологических тестов на зрительное внимание и выяснили, что у них все намного лучше, чем в среднем по выборке. По всей видимости, это связано с функциями контроля за собственной мыслительной деятельностью. Умение сосредоточиться на самоощущении помогает внимательнее относиться к окружающему миру. Нам сейчас в принципе жить сложно. Еще двадцать лет назад количество отвлекающих факторов, вторгающихся в повседневную жизнь – соцсети, звонки по телефону, реклама, – было меньше. Правда, мы уже научились от этого всего защищаться. Я очень люблю рассказывать про относительно новое явление в психологии под названием «баннерная слепота»: люди, которые много «ходят» по интернету, баннеров не замечают совсем. Баннеры как бы есть – их нарочно пихают в самые заметные места, – а мы их не видим. Что это, как ни защита зрительной системы от перегрузок, я сказать не могу.

Цикл лекций «Возможности человеческого тела» посвящен здоровью и медицине, физическим и психическим возможностям человека и нашему биологическому будущему. Сможем ли мы расширить свои возможности благодаря науке? Что мы можем изменить уже сейчас? Отчего мы погибаем и что делает нас сильнее?