III Научные бои Политехнического музея

Лекция
12 декабря 2013
19:30
Факультет журналистики МГУ
1+
182
0

Описание

Добавить в календарь

Научные бои — это состязания молодых ученых, во время которых каждый из участников за 10 минут должен представить публике результаты своей работы и рассказать о предмете изучения доступным языком. Во время выступления участники не могут использовать презентации, но могут принести с собой необходимый реквизит для иллюстрации своего рассказа.

Битва начинается задолго до публичного выступления — потенциальные участники присылают описание своего научного открытия на рассмотрение организаторам, и только 5 лучших из них после прохождения специального тренинга по мастерству публичного выступления и по современным методам представления научных идей получают возможность рассказать публике о своей работе.

По результатам выступления участников публика выбирает победителя, который станет обладателем звания «Человек наук».

Очередные научные бои прошли 12 декабря в 19.30 на факультете журналистики МГУ.

В рамках подготовки к Научным боям все участники прошли ускоренный тренинг по мастерству публичного выступления и по современным методам представления научных идей.

Участники готовились под руководством тренера-консультанта компании «Тренинг-бутик». В последние 5 лет «Тренинг-Бутик» стабильно входит в топ-1 — лучших тренинговых и консалтинговых компаний России; среди клиентов которой – крупнейшие телекоммуникационные и интернет-компании, а также Газпром нефть, ФК УРАЛСИБ и другие компании, ищущие и применяющие методы развития организаций и коллективов.

Все участники Научных боев получили призы — мобильные роутеры 4G (LTE)/Wi-Fi МегаФон MR100−1 от компании Мегафон и специальные призы от МГУ им. Ломоносова.

Как это было:

Участники:

Елена Маляренко, кафедра океанологии географического факультета МГУ им. Ломоносова, бакалавр гидрометеорологии.


«Целью моих исследований является осуществление вклада в моделирование всей климатической системы в целом. Моделирование – единственный имеющийся у ученых инструмент прогноза. Задача исследовательской группы, в которой я работаю — настроить модель так, чтобы она точно воспроизводила процессы в Северном ледовитом океане. Моя работа имеет междисциплинарный характер: я со своей географической точки зрения могу оценить, какие гидродинамические процессы в океане важны в первую очередь, и указать на то, что они должны воспроизводиться моделью в первую очередь, чтобы она становилась более объективной».

Александр Макаров, кафедра геоморфологии факультета географии и геоэкологии СПбГУ, кандидат географических наук, руководитель лаборатории эволюционной географии и гляциологии отдела географии полярных стран ААНИИИ, старший преподаватель на кафедре геоморфологии факультета географии и геоэкологии СПбГУ.

«Прибрежная зона морей является важнейшей территорией, где сосредоточено большое количество населения и производственные и хозяйственные мощности. В виду сокращающихся запасов углеводородного сырья на континенте все большую актуальность приобретает возможность освоения труднодоступных месторождений Арктического шельфа. Одним из основных факторов формирования и развития береговой зоны является изменение уровня моря. Важнейшей и все еще далекой от решения является проблема реконструкции хода уровня мирового океана в голоцене».

Алина Вергунова, биолог, биологический факультет МГУ им. Ломоносова.

«Ацетилхолин и дофамин ­ — это важнейшие медиаторы нервной системы. Дофамин вызывает чувство удовольствия (или удовлетворения), чем влияет на процессы мотивации и обучения. Дофаминергическая недостаточность — причина болезни Паркинсона (эта болезнь, думаю, не требует представления). А та культура клеток, которую я дифференцирую, является одной из лучших in vitro моделей болезни Паркинсона».

Роза Власова, нейропсихолог, МГУ им. М.В. Ломоносова, специальность «Клиническая психология», научный сотрудник НУЛ Нейролингвистики НИУ ВШЭ.

«Я бы хотела рассказать о работе нейропсихолога. Работа нейропсихолога похожа на работу детектива, который по отдельным ошибкам и особенностям выполнения заданий человеком может вычислить, какая часть мозга у человека страдает, не функционирует. Как только удается обнаружить, какой участок мозга страдает, можно придумать, как компенсировать его дефицит и улучшить жизнь человека. Во время своего выступления я кратко расскажу, как обеспечиваются мозгом психические функции, а затем наглядно продемонстрирую логику нейропсихологического обследования и последующей компенсации поврежденной функции»

Илья Щуров, математик, механико-математический факультет МГУ, доцент кафедры высшей математики НИУ ВШЭ. Работал редактором журнала «Компьютера», вел математические кружки для школьников и студентов, участвовал в волонтерских гражданских инициативах по наблюдению за выборами.


«Сфера моих научных интересов — дифференциальные уравнения и теория динамических систем. Это два смежных направления в математике, изучающие самые разные процессы, развивающиеся во времени — например, движение планет в Солнечной системе, изменение размеров популяций разных видов в живой природе, активность нервных клеток (нейронов) и многие другие. Весь окружающий мир, меняющийся с течением времени, можно представить себе как чрезвычайно сложное дифференциальное уравнение»

Очередные научные бои, проходившие на журфаке МГУ, начались с выступления гидрометеоролога Елены Маляренко, рассказывавшей об изменениях климата. В своем выступлении Елена использовала связанные между собой ботинки и емкости со льдом, объяснив на их примере схему обратной связи в климате, а также скорость таяния льда в различных обстоятельствах.

Выступавший следующим математик Илья Щуров использовал падение робота, чтобы объяснить понятия устойчивой и неустойчивой динамики, а также обратить внимание зрителей на важность неустойчивых систем для общества.

Нейропсихолог Роза Власова объяснила, как устроен человеческий мозг и какие зоны особенно важны для его функционирования на примере специальных иллюстраций.

Александр Макаров, старший преподаватель на кафедре геоморфологии факультета географии и геоэкологии СПбГУ, доказал, что будущее человечества зависит от изменений уровня моря и береговой линии, используя в своем выступлении обычную лопату.

Биолог Алина Вергунова, выступавшая последней, рассказала о действии яда уабаина, присутствующего в человеческом организме в микроскопических дозах. Алина рассказала о надежде ученых использовать уабаин для лечения болезни Паркинсона, упомянув Оззи Озборна, Мухаммеда Али, Гендальфа и даже Белоснежку, и угостив зрителей и жюри настоящими яблоками.

В результате зрительского голосования и решения жюри звание «Человек наук» было присуждено Алине Вергуновой.

Награду — статуэтку Человека наук — Алине вручил финалист предыдущих Научных боев Борис Бантыш.

На сайте W-O-S опубликована запись передачи «О нет, только не это», снимавшейся на Научных боях.

Первые Научные бои прошли 14 августа 2013 года на территории выставки «Игры: взгляд в будущее». Победителем и обладателем звания Человек-Наук стала биолог Ольга Ивашкина с работой о механизмах человеческой памяти.

Вторые Научные бои прошли 12 октября в здании Телеграфа. Участники представляли свои исследования, используя самые разные подручные материалы — от сырого картофеля до электрогитары.