Детский Лекторий

Культурный центр ЗИЛ

Детский Лекторий

Детский лекторий — это место, куда ученые приходят рассказывать о сложном просто и увлекательно. Мы приглашаем самых разных специалистов, главное, чтобы им было интересно с детьми, а детям было интересно с ними. Материал лектория рассчитан на детей от 7 до 12 лет и их родителей.

Записаться в кружки можно, заполнив форму на сайте, запись для групп +7 916 008−12−31. По всем возникающим вопросам звоните по телефону +7 495 780−60−25.

Здесь проходят занятия по нейробиологии, анатомии, генетике, физике, экономике, архитектуре, антропологии, географии, истории музыки и многим другим дисциплинам. В программе всегда есть что-то совершенно необычное: у нас можно всерьез поговорить с директором школы о том, зачем в нее ходить, поиграть на удивительных музыкальных инструментах. В разное время в Детском лектории проводили занятия архитектор Юрий Григорян, астроном Владимир Сурдин, практический философ Оскар Бренифье, культуролог Арсений Хитров, фотограф-натуралист Игорь Шпиленок, музыкант Петр Термен, музыкальный критик Денис Бояринов.

В основном у нас проходят лекции и циклы-практикумы, но одновременно лекторий служит площадкой для экспериментов с новыми форматами. Например:

 — видеоарт-лекция (соединение научной лекции для детей и визуального искусства);

 — «Философ и ученый» (встреча двух лекторов, разбирающих один вопрос каждый с точки зрения своей области знаний);

 — научный марафон (лекторы по очереди выступают перед детьми на заданную тему, после чего дети выбирают лучшего оратора);

 — тройная экскурсия «Как я стал ученым?» (рассказ ученого о своей карьере с посещением мест его учебы и работы, в завершение — лекция ученого).

Так как аудитория этого возраста очень требовательна, занятия обязательно включают дискуссию, сопровождаются специально подобранными фото- и видеоматериалами и интересной практической работой.

Новости

Начало нового семестра – 19 сентября.

Записаться в кружки можно, заполнив форму на сайте, запись для групп – +7 916 008−12−31. По всем возникающим вопросам звоните по телефону +7 495 780−60−25.

Обращаем внимание: если вы не оплатите кружок в течение 7 дней, мы аннулируем вашу заявку.

Занятия

Взломай свой мозг: когнитивистика в экспериментах

Люди каждый день используют внимание, память, свое мышление, ощущают на себе влияние различных раздражителей, и все это является предметом когнитивистики.
Оказывается, если детям рассказывать как устроен их мозг, что такое пластичность мозга, то они даже начинают лучше учиться, ибо понимают, что они могут над собой работать и они такие невнимательные не потому, что глупые, а они знают, что это можно исправить.

Теоретическая часть: узнаем, как работают мышление, воображение, память, ощущения, восприятие и внимание.
Практическая часть: попробуем создать собственные иллюзии и научимся лучше концентрироваться и запоминать, используя научно обоснованные лайфхаки.

Вот, к примеру: поезд едет слева направо? Колесо вращается по часовой стрелке? А теперь представьте, что оно вращается против часовой стрелки. Получилось? На практикуме мы объясним, почему так происходит, и разберемся с другими иллюзиями движения.

Возраст: 6-8 класс
Количество занятий: 10
Макс. кол-во человек: 15
Дата: Сб 18:00
Период: 24.09-30.12
Стоимость: 7000 руб.

Экономические игры

Почему уже в 11–13 лет можно и нужно начинать вникать в суть экономических процессов? Ответ прост: потому что экономика изучает одно из важнейших измерений жизни человека и общества. В Детском лектории пройдет практикум из десяти занятий – это и основные экономические закономерности, и, самое главное, моделирующие игры. Например, участники занятия превращаются в первобытное племя, и им нужно решить, охотиться ли вместе или по отдельности. Если каждый сам за себя, пойманного зайца будет хватать на один день. Если племя отправится вместе, охотникам удастся поймать мамонта, и тогда еды хватит всем на три дня. Но есть один важный нюанс: для поимки мамонта потребуется все племя, и если кто-то откажется, люди останутся без пропитания. Задача группы – решить, как поступить.

Ведущая: Татьяна Рафикова, студентка совместного бакалавриата ВШЭ – РЭШ. Преподаватель экономики в экономико-математической школе при ЭФ МГУ, преподаватель выездной экономической школы, преподаватель экономики в лицее №1533.

Темы занятий

1. Что такое экономика?
Что такое экономика? Мы привыкли думать, что экономика – это наука о деньгах, финансовых биржах и ВВП. На самом деле экономистов вдохновляют отнюдь не только валютные операции – когда выгодно покупать одну валюту и продавать другую. Они исследуют ситуации выбора, который люди делают, руководствуясь своими интересами. Главный вопрос занятия: как из решений людей возникает экономическая деятельность.

2. Что такое деньги?
Какие виды денег существуют? Почему простая бумага имеет ценность и ее можно обменять на айфон или даже квартиру? Почему нельзя просто взять и напечатать огромное количество купюр, решив таким образом все проблемы, и что такое криптовалюта?

3. Макроэкономика
Откуда берется инфляция? Почему у разных государств разные валюты? Почему существует безработица и как с ней бороться?

4. Бюджет
Что такое бюджет и как правильно планировать свои доходы и расходы? Как происходит планирование бюджета государства? Могут ли расходы превышать доходы?

5. Банковская система
Как работают банки и зачем они нужны? Как взять кредит? Что такое центробанк и в чем заключается его роль?

6. Что такое экономический рынок?
Что такое спрос и предложение? Каким образом формируется цена? Чем отличаются рынки, где много продавцов, от рынков, где продавец всего один? Занятие о том, как устроен рынок.

7. Предпринимательство
Что значит создать свой бизнес? С какими трудностями и рисками сталкиваются бизнесмены? Чем отличаются старые компании от новых? Также на этом занятии мы узнаем истории развития нескольких известных компаний.

8. Биржа и налоги
Что такое биржа? Откуда берутся акции и зачем они нужны? Что такое контрольный пакет акций? Чем закрытые акционерные общества отличаются от открытых?

9. Откуда берется общественное благо?
Когда мы платим налоги, то не всегда задумываемся, для чего это нужно. Что такое общественные нужды и общественное благо, откуда оно берется и что будет, если кто-то откажется вливать деньги в общую кассу?

10. Люди, которые играют в игры
В трюизм «жизнь – игра» экономисты вкладывают собственный смысл. Игра для них – любая ситуация, в которой интересы человека А зависят от человека В и его действий. Теория игр помогает описать поведение людей в подобных ситуациях и объяснить, почему на одной улице два магазина находятся друг напротив друга, а не в противоположных концах.

Возраст: 6-8 класс
Длительность занятий: 75 минут
Количество занятий: 10
Макс. кол-во человек: 15
Дата: Вс 14:00
Период: 25.09-31.12
Стоимость: 7000 руб. за семестр, 13000 руб. за год

Лаборатория мысли

Преподаватель: Екатерина Трушкина

«Лаборатория мысли»  — это практическая философия для детей  — занятия, направленные на развитие логического, критического, рефлексивного и креативного мышления.

На занятиях дети будут размышлять и учиться задавать вопросы на самые разные темы себе и окружающим, читать, писать, смотреть, обсуждать и параллельно развивать аналитические и коммуникативные способности, учиться мыслить логически, творчески и самостоятельно через диалог с другими. Дети также узнают, что такое философия и что значит «философствовать»; почему люди думают и откуда берутся в нашей голове мысли; как отличить желаемое от действительного; зачем нужно ходить в школу; почему внешность бывает обманчива; что такое смелость и страх, истина и ложь, дружба и предательство и что дороже  — дружба или истина. И главное  — поговорят о любви.

Закрепить полученные знания помогут устные и письменные задания, а также практические упражнения, построенные в легкой игровой форме.

Новый блок занятий по практической философии будет интересен как тем, кто продолжает заниматься в группе, так и новым участникам.

Подробнее о кружке в нашем материале «Зачем вашему ребенку философия?».

План курса

Занятие 1. Зачем мы «думаем мысли»?
На первом, вводном занятии мы разогреем наш разум постановкой наитруднейшего фундаментального философского вопроса о том, что же такое философия и что значит философствовать? А также поставим ряд вопросов о смысле процесса мышления: почему люди думают, что такое мысли в нашей голове и зачем они нужны?

Занятие 2. Слова и мышление
На втором занятии мы продолжим развивать тему мышления и прочтем философскую притчу о словах и мыслях. Попробуем разобраться в трудном вопросе о том, как наши мысли связаны со словами, и в чем вся соль фразы, которую так любят повторять нам наши мамы, бабушки, учителя: «Подумай, прежде чем говорить».

Занятие 3. Учиться и еще раз учиться
На этом занятие мы будем обсуждать тему, которая беспокоит всех школьников на протяжении долгих лет учебы: зачем нужно ходить в школу? Ответы, лежащие на поверхности, не всегда самые верные, но они, безусловно, помогут нам разобраться в более глубоких философских вопросах.

Занятие 4. Внешность: быть или казаться?
Как часто нам приходилось слышать фразу «внешность обманчива»? Что скрывается за этой простой на вид, но трудной с философской точки зрения фразой. Насколько нам важна внешность? Какое внимание мы уделяем своей внешности и внешности другого человека? Что внешность может рассказать о человеке?

Занятие 5. Ложь во имя дружбы
На занятии мы коснемся таких философских категорий как истина, ложь, дружба и предательство. Что значит дружить с кем-то и как мы дружим? Что значит настоящая дружба и как можно определить предательство? В процессе исследования мы также попробуем разобраться в непростом вопросе: что дороже – друг или истина?

Занятие 6. Я и другой
Одина из сложнейших проблем философии, исследованию которой посвящено немало трудов, это вопрос идентичности личности. Что такое я и где его границы? Где начинается другой? Как человек определяет свое я и что значит для него я другого? Занятие посвящено проблеме (само) идентичности, поиску своего я и разговору о «дальнем» / «близком», но другом.

Занятие 7. Ты смельчак или трусишка?
На занятии мы коснемся таких философских категорий, как смелость и страх, бесстрашие и трусость? На примере неоднозначной философской притчи мы попытаемся сформулировать свое определение этих понятий и поделимся своими самыми сокровенными страхами и бесстрашными подвигами.

Занятие 8. Искать, искать и наконец найти
В жизни нам часто проходиться терять какие-то предметы, например ключи, очки, кошельки, а потом тратить много времени на их поиски и неожиданно обнаруживать в самых удивительных местах или же наоборот «прямо перед носом». На занятии мы прочитаем необычную философскую сказку об утерянных ключах и узнаем, к чему героя привели поиски, а также попробуем выстроить свой «путь поиска» ответов на поставленные перед нами вопросы.

Занятие 9. Желаемое и/или действительное?
Как часто мы принимаем желаемое за действительное? Сколько примеров подобного «самообмана» или все же чего-то иного (?) мы можем привести? Тема очень близкая к уже исследованной проблеме внешней «кажимости» и «действительности», однако она более подробно исследует наши внутренние процессы мышления, уловки и механизмы «обмана».

Занятие 10. Любовь + мудрость = философия
Заключительно занятие мы посвятим закреплению пройденного материала, поделимся друг с другом знаниями и мыслями, которые пришли к нам в процессе непростой интеллектуальной работы. На материале древней притчи мы еще раз поговорим о том, с чего началось наше путешествие в мир философии, – о мудрости и любви к ней.

NB Запись в Группу №1 (1–3 класс) окончена. Вы можете записаться в лист ожидания или отправить заявку в свободной форме на nauchlab@polymus.ru, и мы добавим вас в лист ожидания. По всем возникающим вопросам звоните по телефону +7 495 780−60−25.

Возраст: 1–6 класс
Длительность занятий: 1 ч. 20 мин.
Количество занятий: 12
Макс. кол-во человек: 12
Дата: Группа №1 (1–3 класс) – Сб 14:00, группа №2 (4–6 класс) – Сб 16:00
Период: 24.09-10.12
Стоимость: 5000 руб. за семестр, 9000 руб. за год

Детский лекторий приглашает группы школьников на практикум по антропологии «Антропологическая реконструкция – восстанови лицо по черепу» и видеоарт-лекции «Арктика – край суровой гармонии» и «Нефть и океан».

Научные плакаты Политеха и Visual Science готовы! Любая школа может получить их бесплатно, записавшись на занятие для школьных классов в Научных лабораториях.

Антропологический практикум это и теория – основы физической антропологии, антропогенез, предки человека, и работа руками: попробуем восстановить лицо по черепу. Разберемся с изображениями черепов – узнаем, по каким законам рисуется профиль, а потом, и это самое интересное, научимся правильно налеплять на модель черепа мышечные ткани и заполнять глазницы. В процессе применение найдется не только научным знаниям, но и художественным навыкам! Занятие идет 2 часа.

Видеоарт-лекции – новый образовательный формат на стыке визуального искусства и научных лекций. Синтез видеоряда и научной информации пробуждает эмоциональный отклик и потенцирует образное мышление. Дети учатся воспринимать информацию не буквально, а подключая воображение, развивая его. Погружение в созданную художником атмосферу облегчает процесс усвоения информации. Один и тот же материал может подаваться и осмысливаться по-разному, и здесь главное – авторская трактовка, эмоции и внедрение творческого элемента в образовательный процесс. Видеоарт-лекции интересны обеим сторонам – как детям, так художникам и ученым.

Занятия

4–5 класс Антропологическая реконструкция

Приглашаем детей 10–11 лет на практический курс «Антропологическая реконструкция – восстанови лицо по черепу». Как физическим антропологам удается определить пол и возраст человека по одному только черепу? От чего зависит наш разрез глаз, форма рта и размер носа? Можно ли точно узнать, как выглядели первобытные люди и насколько они были похожи на нас?

Сначала – теория: основы физической антропологии, антропогенез, предки человека. А затем самое интересное: займемся антропологической реконструкцией и попробуем восстановить лицо по черепу. Ведь делают это каким-то образом антропологи и судмедэксперты! В процессе реконструкции применение найдется не только научным знаниям, но и художественным навыкам. Разберемся с изображениями черепов – узнаем, по каким законам рисуется профиль, а потом, и это самое интересное, научимся правильно налеплять на модель черепа мышечные ткани и заполнять глазницы.

Группа 10–11 лет (4–5 класс): Занятие со световыми столами. Учимся рисовать профиль человека по изображению его черепа.

Ведущий – Равиль Галеев, специалист Лаборатории антропологической реконструкции РАН.

Стоимость для группы 15 человек – 8000 рублей.

Подробности по телефону +7 916 008−12−31.

Возраст: 10–11 лет
Длительность занятий: 2 часа
Макс. кол-во человек: 15
Дата: Пн, Ср, Пт в 11:00 или 13:00

4−9 класс Антропологическая реконструкция

Приглашаем детей на практический курс «Антропологическая реконструкция – восстанови лицо по черепу». Как физическим антропологам удается определить пол и возраст человека по одному только черепу? От чего зависит наш разрез глаз, форма рта и размер носа? Можно ли точно узнать, как выглядели первобытные люди и насколько они были похожи на нас?

Сначала – теория: основы физической антропологии, антропогенез, предки человека. А затем самое интересное: займемся антропологической реконструкцией и попробуем восстановить лицо по черепу. Ведь делают это каким-то образом антропологи и судмедэксперты! В процессе реконструкции применение найдется не только научным знаниям, но и художественным навыкам. Разберемся с изображениями черепов – узнаем, по каким законам рисуется профиль, а потом, и это самое интересное, научимся правильно налеплять на модель черепа мышечные ткани и заполнять глазницы.

Группа 10–15 лет (4–9 класс): Занятие с моделями черепов. Учимся делать пластилиновый слепок по законам физической антропологии.

Ведущий – Равиль Галеев, специалист Лаборатории антропологической реконструкции РАН.

Стоимость для группы 15 человек – 8000 рублей.

Подробности по телефону +7 916 008−12−31.

Длительность занятий: 2 часа
Макс. кол-во человек: 15

1–4 класс Арктика – край суровой гармонии

Преподаватель: Григорий Цидулко

В фокусе оказывается знакомство с природой Арктики, рассказ о ее географических особенностях, об обитателях тундр и морей.

Арктика – это многообразие наземных и морских территорий и уникальная природа. Суровый арктический климат определяет особенности животного и растительного мира региона и влияет на планету в целом. Растения, животные и люди, населяющие Арктику, приспособились к жизни в условиях короткого лета, затяжной зимы, полярной ночи и низких температур.

Россия – одна из восьми арктических государств, но именно нашей стране принадлежит самая большая часть Арктики – около 44% региона. Арктические моря, их воды и шельф – источник биологических и минеральных ресурсов, а Северный морской путь – один из важнейших транспортных путей мира. Однако использование этих ресурсов требует большой осторожности: арктическая природа сурова, но исключительно уязвима.

На лекции школьники узнают, как не повредить хрупкой арктической природе, не отказываясь от разработки ресурсов, о формировании арктического климата и его влиянии на климат северного полушария и жизнь в регионе и о том, как приспосабливаются к жизни в Арктике животные и растения.

В работе над лекцией «Арктика — край суровой гармонии» принимал участие художник Антон Яхонтов (Patrik K.H.). Видеоарт-лекция «Нефть и океан» создана при участии художника Дины Караман. Подробности по телефону +7 916 008−12−31.

Длительность занятий: 1 ч.
Макс. кол-во человек: 30

1–11 класс Арктика – край суровой гармонии

Преподаватель: Григорий Цидулко

Акцент делается на том, как обитатели тундр и морей приспосабливаются к суровым условиям жизни.

Арктика – это многообразие наземных и морских территорий и уникальная природа. Суровый арктический климат определяет особенности животного и растительного мира региона и влияет на планету в целом. Растения, животные и люди, населяющие Арктику, приспособились к жизни в условиях короткого лета, затяжной зимы, полярной ночи и низких температур.

Россия – одна из восьми арктических государств, но именно нашей стране принадлежит самая большая часть Арктики – около 44% региона. Арктические моря, их воды и шельф – источник биологических и минеральных ресурсов, а Северный морской путь – один из важнейших транспортных путей мира. Однако использование этих ресурсов требует большой осторожности: арктическая природа сурова, но исключительно уязвима.

На лекции школьники узнают, как не повредить хрупкой арктической природе, не отказываясь от разработки ресурсов, о формировании арктического климата и его влиянии на климат северного полушария и жизнь в регионе и о том, как приспосабливаются к жизни в Арктике животные и растения.

В работе над лекцией «Арктика — край суровой гармонии» принимал участие художник Антон Яхонтов (Patrik K.H.). Видеоарт-лекция «Нефть и океан» создана при участии художника Дины Караман. Подробности по телефону +7 916 008−12−31.

Длительность занятий: 1 ч.
Макс. кол-во человек: 30

9–11 класс Арктика – край суровой гармонии

Преподаватель: Григорий Цидулко

В центре внимания – сложность взаимосвязей в экосистемах, то, как такие связи формируются и к чему может привести их разрушение.

Арктика – это многообразие наземных и морских территорий и уникальная природа. Суровый арктический климат определяет особенности животного и растительного мира региона и влияет на планету в целом. Растения, животные и люди, населяющие Арктику, приспособились к жизни в условиях короткого лета, затяжной зимы, полярной ночи и низких температур.

Россия – одна из восьми арктических государств, но именно нашей стране принадлежит самая большая часть Арктики – около 44% региона. Арктические моря, их воды и шельф – источник биологических и минеральных ресурсов, а Северный морской путь – один из важнейших транспортных путей мира. Однако использование этих ресурсов требует большой осторожности: арктическая природа сурова, но исключительно уязвима.

На лекции школьники узнают, как не повредить хрупкой арктической природе, не отказываясь от разработки ресурсов, о формировании арктического климата и его влиянии на климат северного полушария и жизнь в регионе и о том, как приспосабливаются к жизни в Арктике животные и растения.

В работе над лекцией «Арктика — край суровой гармонии» принимал участие художник Антон Яхонтов (Patrik K.H.). Видеоарт-лекция «Нефть и океан» создана при участии художника Дины Караман. Подробности по телефону +7 916 008−12−31.

Длительность занятий: 1 ч.
Макс. кол-во человек: 30

4–11 класс Нефть и океан

Преподаватель: Григорий Цидулко

Школьники узнают, почему люди вынуждены идти за нефтью в океан. Мы поговорим о сложности биологических систем в морях и угрозах, которые возникают при авариях, а также об успешных примерах спасения морских обитателей.

Нефть – это основное сырье для химической промышленности и топлива, и за последние два века нефть сделалась кровью экономики многих стран. Ее запасы на суше уже серьезно истощены, и человечество вынуждено искать углеводороды в океане.

Добыча нефти требует серьезной разведки, знаний и применения сложных технологических решений. В океане это делать намного сложнее и опаснее, чем на земле. Опасность может грозить не только отважным и умелым людям, добывающим нефть, но и китам, дельфинам, тюленям, морским птицам и другим обитателям океана, которые могут пострадать от неграмотных или необдуманных действий человека.

Методы поиска месторождений нефти в океане, способы ее добычи и последствия аварийных разливов могут влиять на выживание отдельных видов морских животных или даже целых экосистем. Человечество постоянно растет и все интенсивнее использует океаны как источник пищи. Безответственное освоение нефтяных месторождений может лишить человечество существенной части морских биоресурсов.

Мировая экономика не может быть обескровлена, поэтому для добычи нефти в океане должны быть разработаны специальные способы: оборудование и технологии, позволяющие добывать ее безопасно, а в случае аварий оперативно ликвидировать их последствия.

Над такими технологиями трудятся инженеры, химики, экологи и другие специалисты. Разработаны меры по защите морских обитателей и их спасению в экстренных ситуациях, но, к сожалению, технологии эти дороги, и добывающие компании неохотно идут на их использование. Человечество ответственно за сохранение живого океана и должно сделать все возможное для бережного освоения морских нефтяных месторождений.

Подробности по телефону +7 916 008−12−31.

Длительность занятий: 1 ч.
Макс. кол-во человек: 30

7–11 класс Нефть и океан

Преподаватель: Григорий Цидулко

Акцент сделан на сложностях, связанных с добычей нефти в океане, взаимосвязях живых организмов, существующих и разрабатываемых приемах борьбы с нефтяными разливами и другими негативными последствиями нефтедобычи. Мы обсудим их влияние на целые морские экосистемы, людей и отдельных животных, а также положительные и негативные примеры спасения животных и ликвидации последствий аварий.

Нефть – это основное сырье для химической промышленности и топлива, и за последние два века нефть сделалась кровью экономики многих стран. Ее запасы на суше уже серьезно истощены, и человечество вынуждено искать углеводороды в океане.

Добыча нефти требует серьезной разведки, знаний и применения сложных технологических решений. В океане это делать намного сложнее и опаснее, чем на земле. Опасность может грозить не только отважным и умелым людям, добывающим нефть, но и китам, дельфинам, тюленям, морским птицам и другим обитателям океана, которые могут пострадать от неграмотных или необдуманных действий человека.

Методы поиска месторождений нефти в океане, способы ее добычи и последствия аварийных разливов могут влиять на выживание отдельных видов морских животных или даже целых экосистем. Человечество постоянно растет и все интенсивнее использует океаны как источник пищи. Безответственное освоение нефтяных месторождений может лишить человечество существенной части морских биоресурсов.

Мировая экономика не может быть обескровлена, поэтому для добычи нефти в океане должны быть разработаны специальные способы: оборудование и технологии, позволяющие добывать ее безопасно, а в случае аварий оперативно ликвидировать их последствия.

Над такими технологиями трудятся инженеры, химики, экологи и другие специалисты. Разработаны меры по защите морских обитателей и их спасению в экстренных ситуациях, но, к сожалению, технологии эти дороги, и добывающие компании неохотно идут на их использование. Человечество ответственно за сохранение живого океана и должно сделать все возможное для бережного освоения морских нефтяных месторождений.

Подробности по телефону +7 916 008−12−31.

Длительность занятий: 1 ч.
Макс. кол-во человек: 30

Расписание

8 октября, Суббота

  • Зачем мы спим?

    Слово «сон» в нашем языке имеет два значения: сон, с одной стороны, картинки и сюжеты, с другой – само состояние, в котором мы их видим.

    13:00
    8+
    Юлия Костина

    Добавить в календарь

15 октября, Суббота

  • Что такое сновидения?

    Наука мало знает о том, в чем смысл сновидений и зачем они нужны, но существует много интересных теорий на этот счет. О них мы и поговорим на лекции.

    13:00
    8+
    Юлия Костина

    Добавить в календарь

22 октября, Суббота

  • Где находится страна снов?

    Мы проведем несколько мысленных экспериментов и обсудим вопросы, которыми занимается современная философия сновидений.

    13:00
    8+
    Александр Мишура

    Добавить в календарь