Детский Лекторий

Культурный центр ЗИЛ

Детский Лекторий

Детский лекторий — это место, куда ученые приходят рассказывать о сложном просто и увлекательно. Мы приглашаем самых разных специалистов, главное, чтобы им было интересно с детьми, а детям было интересно с ними. Материал лектория рассчитан на детей от 7 до 12 лет и их родителей.

Запись для групп +7 916 008−12−31. По всем возникающим вопросам звоните по телефону +7 495 780−60−25.

Здесь проходят занятия по нейробиологии, анатомии, генетике, физике, экономике, архитектуре, антропологии, географии, истории музыки и многим другим дисциплинам. В программе всегда есть что-то совершенно необычное: у нас можно всерьез поговорить с директором школы о том, зачем в нее ходить, поиграть на удивительных музыкальных инструментах. В разное время в Детском лектории проводили занятия архитектор Юрий Григорян, астроном Владимир Сурдин, практический философ Оскар Бренифье, культуролог Арсений Хитров, фотограф-натуралист Игорь Шпиленок, музыкант Петр Термен, музыкальный критик Денис Бояринов.

В основном у нас проходят лекции и циклы-практикумы, но одновременно лекторий служит площадкой для экспериментов с новыми форматами. Например:

 — видеоарт-лекция (соединение научной лекции для детей и визуального искусства);

 — «Философ и ученый» (встреча двух лекторов, разбирающих один вопрос каждый с точки зрения своей области знаний);

 — научный марафон (лекторы по очереди выступают перед детьми на заданную тему, после чего дети выбирают лучшего оратора);

 — тройная экскурсия «Как я стал ученым?» (рассказ ученого о своей карьере с посещением мест его учебы и работы, в завершение — лекция ученого).

Так как аудитория этого возраста очень требовательна, занятия обязательно включают дискуссию, сопровождаются специально подобранными фото- и видеоматериалами и интересной практической работой.

Новости

Занятия

Лаборатория мысли 1

Преподаватель: Екатерина Трушкина

«Лаборатория мысли» — это практическая философия для детей — занятия, направленные на развитие логического, критического, рефлексивного и креативного мышления.

На занятиях дети будут размышлять и учиться задавать вопросы на самые разные темы себе и окружающим, читать, писать, смотреть, обсуждать и параллельно развивать аналитические и коммуникативные способности, учиться мыслить логически, творчески и самостоятельно через диалог с другими. Дети также узнают, что такое философия и что значит «философствовать»; почему люди думают и откуда берутся в нашей голове мысли; как отличить желаемое от действительного; зачем нужно ходить в школу; почему внешность бывает обманчива; что такое смелость и страх, истина и ложь, дружба и предательство и что дороже — дружба или истина. И главное — поговорят о любви.

Закрепить полученные знания помогут устные и письменные задания, а также практические упражнения, построенные в легкой игровой форме.

Новый блок занятий по практической философии будет интересен как тем, кто продолжает заниматься в группе, так и новым участникам.

Подробнее о кружке в нашем материале «Зачем вашему ребенку философия?».

План курса

Занятие 1. Зачем мы «думаем мысли»?
На первом, вводном занятии мы разогреем наш разум постановкой наитруднейшего фундаментального философского вопроса о том, что же такое философия и что значит философствовать? А также поставим ряд вопросов о смысле процесса мышления: почему люди думают, что такое мысли в нашей голове и зачем они нужны?

Занятие 2. Слова и мышление
На втором занятии мы продолжим развивать тему мышления и прочтем философскую притчу о словах и мыслях. Попробуем разобраться в трудном вопросе о том, как наши мысли связаны со словами, и в чем вся соль фразы, которую так любят повторять нам наши мамы, бабушки, учителя: «Подумай, прежде чем говорить».

Занятие 3. Учиться и еще раз учиться
На этом занятие мы будем обсуждать тему, которая беспокоит всех школьников на протяжении долгих лет учебы: зачем нужно ходить в школу? Ответы, лежащие на поверхности, не всегда самые верные, но они, безусловно, помогут нам разобраться в более глубоких философских вопросах.

Занятие 4. Внешность: быть или казаться?
Как часто нам приходилось слышать фразу «внешность обманчива»? Что скрывается за этой простой на вид, но трудной с философской точки зрения фразой. Насколько нам важна внешность? Какое внимание мы уделяем своей внешности и внешности другого человека? Что внешность может рассказать о человеке?

Занятие 5. Ложь во имя дружбы
На занятии мы коснемся таких философских категорий как истина, ложь, дружба и предательство. Что значит дружить с кем-то и как мы дружим? Что значит настоящая дружба и как можно определить предательство? В процессе исследования мы также попробуем разобраться в непростом вопросе: что дороже – друг или истина?

Занятие 6. Я и другой
Одина из сложнейших проблем философии, исследованию которой посвящено немало трудов, это вопрос идентичности личности. Что такое я и где его границы? Где начинается другой? Как человек определяет свое я и что значит для него я другого? Занятие посвящено проблеме (само) идентичности, поиску своего я и разговору о «дальнем» / «близком», но другом.

Занятие 7. Ты смельчак или трусишка?
На занятии мы коснемся таких философских категорий, как смелость и страх, бесстрашие и трусость? На примере неоднозначной философской притчи мы попытаемся сформулировать свое определение этих понятий и поделимся своими самыми сокровенными страхами и бесстрашными подвигами.

Занятие 8. Искать, искать и наконец найти
В жизни нам часто проходиться терять какие-то предметы, например ключи, очки, кошельки, а потом тратить много времени на их поиски и неожиданно обнаруживать в самых удивительных местах или же наоборот «прямо перед носом». На занятии мы прочитаем необычную философскую сказку об утерянных ключах и узнаем, к чему героя привели поиски, а также попробуем выстроить свой «путь поиска» ответов на поставленные перед нами вопросы.

Занятие 9. Желаемое и/или действительное?
Как часто мы принимаем желаемое за действительное? Сколько примеров подобного «самообмана» или все же чего-то иного (?) мы можем привести? Тема очень близкая к уже исследованной проблеме внешней «кажимости» и «действительности», однако она более подробно исследует наши внутренние процессы мышления, уловки и механизмы «обмана».

Занятие 10. Любовь + мудрость = философия
Заключительное занятие мы посвятим закреплению пройденного материала, поделимся друг с другом знаниями и мыслями, которые пришли к нам в процессе непростой интеллектуальной работы. На материале древней притчи мы еще раз поговорим о том, с чего началось наше путешествие в мир философии, – о мудрости и любви к ней.

Внимание! Запись на осенний семестр 2017 года открыта. Записаться вы можете, оставив заявку на сайте. Запись и оплата происходит только через сайт. Оплату необходимо произвести в течение 24 часов после подтверждения заявки нашими администраторами. Подтверждением записи в группу является факт оплаты и получение вами электронной квитанции.

Возраст: 1–3 класс
Длительность занятий: 60 мин.
Количество занятий: 12
Макс. кол-во человек: 12
Дата: Сб 11:00 (ауд. 0.5)
Период: 23.09-09.12
Стоимость: 7000 руб

Лаборатория мысли 2

Преподаватель: Екатерина Трушкина

«Лаборатория мысли» — это практическая философия для детей — занятия, направленные на развитие логического, критического, рефлексивного и креативного мышления.

На занятиях дети будут размышлять и учиться задавать вопросы на самые разные темы себе и окружающим, читать, писать, смотреть, обсуждать и параллельно развивать аналитические и коммуникативные способности, учиться мыслить логически, творчески и самостоятельно через диалог с другими. Дети также узнают, что такое философия и что значит «философствовать»; почему люди думают и откуда берутся в нашей голове мысли; как отличить желаемое от действительного; зачем нужно ходить в школу; почему внешность бывает обманчива; что такое смелость и страх, истина и ложь, дружба и предательство и что дороже — дружба или истина. И главное — поговорят о любви.

Закрепить полученные знания помогут устные и письменные задания, а также практические упражнения, построенные в легкой игровой форме.

Новый блок занятий по практической философии будет интересен как тем, кто продолжает заниматься в группе, так и новым участникам.

Подробнее о кружке в нашем материале «Зачем вашему ребенку философия?».

План курса

Занятие 1. Зачем мы «думаем мысли»?
На первом, вводном занятии мы разогреем наш разум постановкой наитруднейшего фундаментального философского вопроса о том, что же такое философия и что значит философствовать? А также поставим ряд вопросов о смысле процесса мышления: почему люди думают, что такое мысли в нашей голове и зачем они нужны?

Занятие 2. Слова и мышление
На втором занятии мы продолжим развивать тему мышления и прочтем философскую притчу о словах и мыслях. Попробуем разобраться в трудном вопросе о том, как наши мысли связаны со словами, и в чем вся соль фразы, которую так любят повторять нам наши мамы, бабушки, учителя: «Подумай, прежде чем говорить».

Занятие 3. Учиться и еще раз учиться
На этом занятие мы будем обсуждать тему, которая беспокоит всех школьников на протяжении долгих лет учебы: зачем нужно ходить в школу? Ответы, лежащие на поверхности, не всегда самые верные, но они, безусловно, помогут нам разобраться в более глубоких философских вопросах.

Занятие 4. Внешность: быть или казаться?
Как часто нам приходилось слышать фразу «внешность обманчива»? Что скрывается за этой простой на вид, но трудной с философской точки зрения фразой. Насколько нам важна внешность? Какое внимание мы уделяем своей внешности и внешности другого человека? Что внешность может рассказать о человеке?

Занятие 5. Ложь во имя дружбы
На занятии мы коснемся таких философских категорий как истина, ложь, дружба и предательство. Что значит дружить с кем-то и как мы дружим? Что значит настоящая дружба и как можно определить предательство? В процессе исследования мы также попробуем разобраться в непростом вопросе: что дороже – друг или истина?

Занятие 6. Я и другой
Одина из сложнейших проблем философии, исследованию которой посвящено немало трудов, это вопрос идентичности личности. Что такое я и где его границы? Где начинается другой? Как человек определяет свое я и что значит для него я другого? Занятие посвящено проблеме (само) идентичности, поиску своего я и разговору о «дальнем» / «близком», но другом.

Занятие 7. Ты смельчак или трусишка?
На занятии мы коснемся таких философских категорий, как смелость и страх, бесстрашие и трусость? На примере неоднозначной философской притчи мы попытаемся сформулировать свое определение этих понятий и поделимся своими самыми сокровенными страхами и бесстрашными подвигами.

Занятие 8. Искать, искать и наконец найти
В жизни нам часто проходиться терять какие-то предметы, например ключи, очки, кошельки, а потом тратить много времени на их поиски и неожиданно обнаруживать в самых удивительных местах или же наоборот «прямо перед носом». На занятии мы прочитаем необычную философскую сказку об утерянных ключах и узнаем, к чему героя привели поиски, а также попробуем выстроить свой «путь поиска» ответов на поставленные перед нами вопросы.

Занятие 9. Желаемое и/или действительное?
Как часто мы принимаем желаемое за действительное? Сколько примеров подобного «самообмана» или все же чего-то иного (?) мы можем привести? Тема очень близкая к уже исследованной проблеме внешней «кажимости» и «действительности», однако она более подробно исследует наши внутренние процессы мышления, уловки и механизмы «обмана».

Занятие 10. Любовь + мудрость = философия
Заключительное занятие мы посвятим закреплению пройденного материала, поделимся друг с другом знаниями и мыслями, которые пришли к нам в процессе непростой интеллектуальной работы. На материале древней притчи мы еще раз поговорим о том, с чего началось наше путешествие в мир философии, – о мудрости и любви к ней.

Внимание! Запись на осенний семестр 2017 года открыта. Записаться вы можете, оставив заявку на сайте. Запись и оплата происходит только через сайт. Оплату необходимо произвести в течение 24 часов после подтверждения заявки нашими администраторами. Подтверждением записи в группу является факт оплаты и получение вами электронной квитанции.

Возраст: 4-6 класс
Длительность занятий: 60 мин.
Количество занятий: 12
Макс. кол-во человек: 12
Дата: Сб 13:00 (ауд. 0.5)
Период: 23.09-09.12
Стоимость: 7000 руб

Детский лекторий – пространство эксперимента. Мы постоянно пробуем новые форматы занятий, работаем со сложными темами и рассказываем детям о той науке, которая не всегда умещается в школьный урок. Для групповых занятий мы отобрали самые успешные события, доработали их в соответствии со школьной программой и превратили в практикумы по географии и биологии, занятия по половому воспитанию и лекции на стыке науки и искусства.

Научные плакаты Политеха и Visual Science готовы! Любая школа может получить их бесплатно, записавшись на занятие для школьных классов в Научных лабораториях.

Стоимость групповых занятий для школьников:

до 15 человек – 5500 руб.;

до 30 человек – 8000 руб.

Некоторые лаборатории Культурного центра ЗИЛ рассчитаны на группы не более 15 человек. При необходимости проведения одного занятия на 30 человек, класс разбивается на две группы по 15 человек, которые занимаются поочередно. Также возможно сдвоенное занятие, при котором 15 человек идет на занятие по одному предмету, например, в Лабораторию Химии, а другие 15 человек — на занятие в Детском лектории. После занятия группы меняются друг с другом.

Стоимость сдвоенного занятия составляет 16000 руб.

Занятия

1–11 класс Лекции по запросу

Если вы хотите, чтобы какую-либо тему вашему классу объяснил практикующий ученый-геофизик, нейробиолог или специалист по искусственному интеллекту, детский лекторий Политехнического музея готов вам в этом помочь.

Как это работает?

  1. Вы отправляете запрос на почту Научных Лабораторий с указанием предмета, темы и возраста учеников.
  2. Мы связываемся с вами и обсуждаем детали события; начинаем искать нужного специалиста.
  3. После подготовки лекции мы предоставляем вам ее план и презентацию, вносим коррективы по итогам обсуждения.

В назначенное время ученый проводит специально подготовленную для вас лекцию в аудитории на нашей площадке в Культурном центре ЗИЛ.

Минимальный срок для запроса на проведение лекции – шесть недель.
Максимальное количество участников – 45 человек.

Ведущий подбирается индивидуально

Возраст: 1–11 класс
Длительность занятий: 1 час

1–11 класс Арктика – край суровой гармонии

Преподаватель: Григорий Цидулко

Кто живет в Арктике? Как растения, животные и люди, населяющие Арктику, приспособились к жизни в условиях короткого лета, затяжной зимы, полярной ночи и низких температур? Как арктический климат влияет на нашу планету?

Россия – одно из восьми арктических государств. Ей принадлежит самая большая часть Арктики – около 44% региона. Арктические моря, их воды и шельф – источник ценных ресурсов, а Северный морской путь – важнейший из транспортных путей мира. Но пользоваться ресурсами Арктики нужно осторожно: ее природа сурова, но исключительно уязвима.

На лекции школьники узнают о том, как не навредить хрупкой арктической природе, не отказываясь от разработки ресурсов, поговорят о формировании арктического климата и его влиянии на климат всего северного полушария; обсудят, как приспосабливаются к жизни в Арктике люди, животные и растения.

Занятие можно адаптировать для разных классов.

1−4 класс – в фокусе оказывается знакомство с природой Арктики, рассказ о ее географических особенностях, об обитателях тундр и морей.
5−8 класс – география. Акцент делается на том, как обитатели тундр и морей приспосабливаются к суровым условиям жизни.
9−11 класс – в центре внимания – сложность взаимосвязей в экосистемах, то, как такие связи формируются и к чему может привести их разрушение.

В работе над лекцией «Арктика — край суровой гармонии» участвовал художник Антон Яхонтов (Patrik K.H.). Видеоарт-лекции – образовательный формат на стыке визуального искусства и научных лекций. Синтез видеоряда и научной информации вызывает сильный эмоциональный отклик: дети учатся воспринимать информацию не буквально, а подключая воображение. Погружение в созданную художником атмосферу облегчает процесс усвоения информации. Подробности по телефону +7 916 008−12−31.

Возраст: 1–11 класс
Длительность занятий: 1 час
Макс. кол-во человек: 30

4−9 класс Черепа и лица: антропологическая реконструкция

Как физическим антропологам удается определить пол и возраст человека по одному только черепу? От чего зависит наш разрез глаз, форма рта и размер носа? Можно ли точно узнать, как выглядели первобытные люди и насколько они были похожи на нас?

Сначала – теория: основы физической антропологии, антропогенез, предки человека. А затем самое интересное: займемся антропологической реконструкцией и попробуем восстановить лицо по черепу. Ведь делают же это каким-то образом антропологи и судмедэксперты! В процессе реконструкции применение найдется не только научным знаниям, но и художественным навыкам.

Занятие может быть адаптировано для разных классов.

На занятиях для 4−5 классов разберемся с изображениями черепов – узнаем, по каким законам рисуется профиль.

На занятиях для 6−9 классов работаем с моделями черепов и учимся делать пластилиновый слепок лица по законам физической антропологии.

На практикуме мы работаем с моделями черепа австралопитека. Занятие будет хорошим дополнением к темам школьной программы, связанным с эволюцией человека и анатомией.

Ведущий – Григорий Поздеев, сотрудник НИИ и музея антропологии МГУ.

Стоимость для группы 15 человек – 8000 рублей.

Подробности по телефону +7 916 008−12−31.

Возраст: 4−9 класс
Длительность занятий: 2 часа
Макс. кол-во человек: 15

4–11 класс Нефть и океан

Преподаватель: Григорий Цидулко

Занятие может быть адаптировано для разных классов.

4−11 класс – география. Школьники узнают, почему люди вынуждены идти за нефтью в океан. Мы поговорим о сложности биологических систем в морях и угрозах, которые возникают при авариях, а также об успешных примерах спасения морских обитателей.

7−11 класс – акцент сделан на сложностях, связанных с добычей нефти в океане, взаимосвязях живых организмов, существующих и разрабатываемых приемах борьбы с нефтяными разливами и другими негативными последствиями нефтедобычи. Мы обсудим их влияние на целые морские экосистемы, людей и отдельных животных, а также положительные и негативные примеры спасения животных и ликвидации последствий аварий.

Нефть – это основное сырье для химической промышленности и топлива, и за последние два века нефть сделалась кровью экономики многих стран. Ее запасы на суше уже серьезно истощены, и человечество вынуждено искать углеводороды в океане.

Добыча нефти требует серьезной разведки, знаний и применения сложных технологических решений. В океане это делать намного сложнее и опаснее, чем на земле. Опасность может грозить не только отважным и умелым людям, добывающим нефть, но и китам, дельфинам, тюленям, морским птицам и другим обитателям океана, которые могут пострадать от неграмотных или необдуманных действий человека.

Методы поиска месторождений нефти в океане, способы ее добычи и последствия аварийных разливов могут влиять на выживание отдельных видов морских животных или даже целых экосистем. Человечество постоянно растет и все интенсивнее использует океаны как источник пищи. Безответственное освоение нефтяных месторождений может лишить человечество существенной части морских биоресурсов.

Мировая экономика не может быть обескровлена, поэтому для добычи нефти в океане должны быть разработаны специальные способы: оборудование и технологии, позволяющие добывать ее безопасно, а в случае аварий оперативно ликвидировать их последствия.

Над такими технологиями трудятся инженеры, химики, экологи и другие специалисты. Разработаны меры по защите морских обитателей и их спасению в экстренных ситуациях, но, к сожалению, технологии эти дороги, и добывающие компании неохотно идут на их использование. Человечество ответственно за сохранение живого океана и должно сделать все возможное для бережного освоения морских нефтяных месторождений.

Подробности по телефону +7 916 008−12−31.

Возраст: 4–11 класс
Длительность занятий: 1 час
Макс. кол-во человек: 30

5–11 класс Истории падения: метеориты

Почему с каждым годом на Землю падает все меньше метеоритов? С какой скоростью летит астероид? Что такое астроблемы, импактиты и метеороиды?

Метеориты – одни из самых древних объектов во вселенной. Многие из них на миллионы лет старше нашей планеты. Некоторые метеориты давным-давно были отколоты от молодых планет и похожи на земные горные породы, другие образовались в удивительных условиях холодного космоса и имеют настолько уникальное строение, что их нельзя ни с чем спутать. Они могут рассказать не только о собственном возрасте и происхождении, но и об истории Вселенной и об эволюции Солнечной системы. Изучение ударных кратеров позволяет узнать о том, как формировалась поверхность Земли и других планет. На занятии мы проанализируем образцы разных видов метеоритов, научимся отличать их от земных горных пород, сконструируем кратеры и разберемся, чем они отличаются друг от друга и почему.

Занятие может быть адаптировано для разных классов. Доступно на английском языке. Also available in English.

5−7 класс – география.

5−6 класс

  • Земля как планета Солнечной системы
  • Строение Земли — земные оболочки

7 класс

  • Теории эволюции Земли и литосферы
  • Рельеф Земли

9−11 класс – астрономия, география.

  • строение и эволюция Солнечной системы
  • физическая природа тел Солнечной системы
  • строение и эволюция Вселенной
Возраст: 5–11 класс
Длительность занятий: 1 час
Дата: с 1 ноября

7–11 класс Половое воспитание

Некоторые вопросы детей смущают, некоторые заставляют краснеть. На некоторые «почему», особенно связанные с вопросом пола, взрослые не знают, как корректно ответить. Разговор о половом воспитании до сих пор – один из самых трудных педагогических вопросов, который часто ставит в тупик и родителей, и учителей. Из ложного чувства стыда взрослые, окружающие подростка, часто стараются не касаться этой проблемы. Поэтому дети зачастую получают искаженные сведения от своих сверстников, из интернета или из других источников сомнительной надежности.

В рамках лекций по половому воспитанию врач-терапевт и преподаватель биологии, Ольга Георгинова поговорит с подростками о том, что такое пол, о физиологии женского и мужского организма, о механизмах формирования вторичных половых признаков, о гигиене половой системы, о причинах резко меняющегося настроения. Для того, чтобы наглядно продемонстрировать и проанализировать изменения, которые происходят с человеком с течением времени, участникам предлагается принести свои детские фотографии.

Так как лекции проводятся отдельно для девочек и для мальчиков, мы предлагаем лекции по половому воспитанию в рамках парных занятий. Для участия в занятии подросткам необходимо иметь с собой подписанное родителями согласие. Просим вас заранее удостовериться, что все ваши ученики готовы принимать участие в лекции.

Занятие можно адаптировать для разных классов.

7−9 класс (только 12+): акцент делается на физиологии и возрастных изменениях.

10−11 класс: в лекции также уделяется внимание вопросам о половом акте, безопасном сексе и беременности.

Подробный план лекции:

»ПЛАН ДЛЯ ДЕВОЧЕК

»ПЛАН ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ

Возраст: 7–11 класс
Длительность занятий: 1 час