Поэтическая опись экспонатов

Поэтическая опись избранных экспонатов

Перед вами поэтическая опись предметов из коллекции Политеха — проект молодёжной поэтической студии. Задача была проста — увидеть предмет, и описать его в стихах. Но здесь мы видим сразу несколько художественных стратегий: ритмическое устройство экспликации, очеловечивание предмета, концептуальное групповое фото или работа с предметом через личный опыт. Молодые люди смотрят на экспонаты, большинство из которых рассказывают историю технического прогресса. Что объединяет поэзию и технику? Например, слово «самолёт», придуманное Василием Каменским, поэтом и лётчиком/

1. Телерадиола "Ленинград Т-3" напольная, кинескопная

сделали на заводе
имени козицкого
телерадиола (внешне напоминающая орган)
по имени ЛЕНИНГРАД Т-3
стояла в чьей-то квартире
работала телевизором
могла проигрывать грампластинки
теперь — 70 лет.
находится в политехе
на пенсии (за выслугу лет)
в одной категории с прочими телевизорами

Рина Денисова

Предназначена для приема первых трех телевизионных программ, радиостанций в диапазонах ДВ, СВ, КВ и УКВ-ЧМ и для проигрывания грампластинок. Модернизированный вариант телевизора "Ленинград Т-1". Первая отечественная телерадиола на стандарт 625 строк с увеличенным круглым кинескопом типа 31ЛК1Б

2. Телерадиола "Ленинград Т-3" напольная, кинескопная

сороковые, телерадиола — новый орга́н,
"Ленинград" в домах горожан.
но жизненный путь не долог:
денег нет у страны, прибор до́рог.
внутри мало доро́г, теле-дороги — три.

Маша Севостьянова

Предназначена для приема первых трех телевизионных программ, радиостанций в диапазонах ДВ, СВ, КВ и УКВ-ЧМ и для проигрывания грампластинок. Модернизированный вариант телевизора "Ленинград Т-1". Первая отечественная телерадиола на стандарт 625 строк с увеличенным круглым кинескопом типа 31ЛК1Б

3. Приемник трехпрограммный "Русь-201"

O rus! (Гораций)
О Русь! (Пушкин)
О приёмник трёхпрограммный "Русь-201"! (я)

Катя Поваляева

Предназначен для приема и воспроизведения звуковых программ, передаваемых по сети трехпрограммного вещания. Документирует производство трансляционной радиоаппаратуры в сувенирном исполнении в конце 80-х гг. 20 века

4. Компьютер персональный «Криста»

криста, дитя перестройки
персональный компьютер из мурома
черно-белые кнопки
аккуратный минималистичный стиль
одна красная кнопка добавляет дерзости

хранила картотеки, справочники и словари
учила нотной грамоте, играла в электронные игры
была неприхотлива, стыковалась с бытовыми телевизорами
для воспроизведения программ подходил любой кассетный магнитофон.

Рина Денисова

"Криста" — 8-разрядный советский домашний персональный компьютер на базе процессора "КР580ВМ80А" (клон Intel 8080), частично совместимый с первым отечественным домашним компьютером "Радио-86РК". Применялся также в учебных заведениях и научно-исследовательских организациях для приобретения навыков работы с ЭВМ, использовался для обучения методам программирования, решения задач расчетного и исследовательского характера. На компьютере можно было хранить всевозможные картотеки, справочники и словари, изучать нотную грамоту, хранить и воспроизводить фрагменты из музыкальных произведений, играть в электронные игры.

5. Флеш-накопитель USB 1 GB

Фильм в ужасном качестве CAMRip,
Тысяча электронных книг,
256 высококачественных фотографий кошечек,
Правда они не были так популярны в нулевых,
Содержимое 711 дискет,
10-ти часовой диджей сет
И 1024 мегабайт
Могли поместиться в Флэш-накопителе usb ёмкостью один гигабайт.

Равиль Гринёв

Первый прототип современной флешки был представлен в 1984 г. на выставке электронных устройств. В течение нескольких последующих лет это устройство значительно дорабатывалось и впоследствии нашло свое применение в военной области благодаря простоте считывания и удаления записанных данных. Однако цена на флеш-память была настолько велика, что позволить себе ее приобрести было невозможно.

6. Лопасть несущего винта вертолёта Ка-8

Лопасть несущего винта вертолета.
Словно край дровяного жука.
С полоскою синей.
И сильною волей.
Лечь в пыль и забыть облака.

Александра Ерошенко

Законцовка лопасти в сечении имеет вид пластины с аэродинамическим профилем с закругленной задней кромкой, изготовленной из наборной клеевой древесины. Передняя кромка образована латунной оковкой, соединённой с телом лопасти заклёпками и клеем. Полость между оковкой и деревянной основой залита свинцом с металлическим прутком в центре, образуя противофлаттерный груз.

7. Лопасть рулевого винта вертолета Ка-62

рулевая лопасть
махает крылышком
и врывается ввысь
утягивая вертолет
вот это поворот

Юлия Колоскова

Опытной образец лопасти современного вертолёта гражданского назначения. Изготовлена из композиционного материала. В сечении собственно лопасти — аэродинамический профиль. Комлевая часть — цилиндрической формы. Втулка комля имеет две проушины и гибкий поводок с металлическим кольцом, с помощью которых лопасть крепится к приводной втулке винта.

8. Лопасть несущего винта вертолета Ка-26

Каторжно, каверзно, муторно,
Роторно и передачно
Крутится к кручам утрами
Вечером — вниз удачно.
Счастлив, кто вниз утром спустится,
Вверх закрутившись, в выси;
Ка-26 все крутится
В снеге, как в белом рисе,
Лопасть одна-одинокая,
Ребрышко кашалота,
Малая часть — но высокая
Целого вертолета.

Вениамин Лидский

Типичная форма крыла большого удлинения. Устройство лопасти определяются требованиями аэродинамики и прочности. Состоит из лопасти и узла навески на втулку приводного вала вертолёта. Центральная часть лопасти — силовой лонжерон в виде кессона, изготовленного из композитного полимерного материала. К лонжерону приклеен набор хвостовых секций. Каждая секция состоит из обшивки и пенопластового заполнителя. В канал лонжерона, в передней его части, вклеены обрезиненные стальные противофлаттерные грузы.

9. Лопасть рулевого винта вертолета Ка-62

Лопасть рулевого винта вертолёта К-62 без вертолёта
Пусть даже невероятного лазурного цвета
Бессмысленна

Злата Неменова

Опытной образец лопасти современного вертолёта гражданского назначения. Изготовлена из композиционного материала. В сечении собственно лопасти — аэродинамический профиль. Комлевая часть — цилиндрической формы. Втулка комля имеет две проушины и гибкий поводок с металлическим кольцом, с помощью которых лопасть крепится к приводной втулке винта.

10. Арифмометр системы В.Т. Однера

Я много раз видела арифмометр –
Он лежал на даче заброшенный cреди какого-то хлама
И подборки журналов «Работница» за лет так пятьдесят.

Поэтому сначала, увидев экспонат, подумала:
О, это же тот самый,
С которым я играла лет в одиннадцать.

Но нет. Арифмометр с дачи был старым, а экспонат – старинным,
лет так на тридцать старше дачного.

А ведь даже фото такое же, как делал мой папа –
сине-зеленый арифмометр на белом-белом фоне.
Я не знаю, какая судьба была у этих двоих раньше, но сейчас у них все отлично:
Старый арифмометр домой забрали с дачи,
А старинный хранится в Политехе

Мария Богдашевская

Предназначен для выполнения четырех арифметических действий. Механизм жестко крепится к металлической станине и закрыт металлическим корпусом. Установочный механизм — рычажный, 9-разрядный, счетный механизм — 13-разрядный счетчик результатов, 8-разрядный счетчик оборотов, механизм управления — зубчатые колеса Однера с промежуточными шестернями, механизм передвижения каретки — рычаг без фиксации разрядов. Слева на боковой панели корпуса — футляр для карандаша. Привод ручной, от рукоятки. До 1952 г. демонстрировался на выставке "Социалистический учет".

11. Пантометр геодезический с вертикальным сектором

Мои скромные знания древнегреческого подсказывают мне,
что пантометр — это штука, которая мерит всё.
"Человек — мера всех вещей".
Стало быть, пантометр — человек.
Но скорее он похож на миньона из мультика —
т.е. на сардельку
с одним глазом в оправе.

Катя Поваляева

Геодезический инструмент для определения горизонтальных и вертикальных углов, ориентировки по магнитному азимуту. Зрительная труба с вертикальным измерительным сектором установлена на вилке-опоре над гониометром (двумя соосными цилиндрами с диоптрами и буссолью) с горизонтальным лимбом. При лимбах и нижнем осевом круге закрепительные винты и винты наведения. Ниже — тренога с тремя подъемными винтами. Цена деления лимбов 1 градус, верньер на 30 делений, точность отсчета — 2 минуты. Буссоль градуирована 0−90−0−90 с ценой деления в 1 градус. Имеются два цилиндрических уровня (над трубой и над горизонтальным лимбом). Покрытие – темно-серая эмаль, серебрение лимбов. Ящик укладочный (транспортировочный) деревянный, прямоугольной формы. Внутри — выдвижная доска для монтажа прибора. На внутренней стороне дверцы — бумажная листовка фирмы "Герлах" с четырьмя медалями разных годов до 1882 года, с гербом — двуглавым орлом ("Поставщик Двора Его Императорского Величества")

12. Цепь мерная (землемерная) геодезическая

А мне надо мерить этот эллипс
И это очень сложно.
Я каждый день становлюсь меньше относительно духа и плоти Земли.
Наступит день
Когда даже сам Бог не сможет измерить это Землю.
Но я всё равно живу.
Цепь мерная. Геодезическая.

Камилла Синева

Для линейных геодезических измерений на местности. Состоит из двух фрагментов: первый — два звена, соединенных кольцом, с ручкой на конце; второй — двадцать три металлических звена (в среднем, около 30−35 см), соединенных клепанными кольцами (вторая ручка отсутствует). Особенность цепи: имеет шесть неравномерных звеньев в сажени, т.е. размер звена тяготеет к полуаршину, тогда как обычно в 19 веке применяли или десятизвенные (длина звена в 0,1 сажени), или семизвенные (длина звена в 1 фут). Полуаршинная длина звена говорит о российском происхождении, а неравномерность звеньев — о кустарном кузнечном производстве.

13. Модель «Ключ одноручный, штанговый». М 1:5

Это такой крюк.
почерневший от крови и старости ведьмин палец.
это им она схватила Гензель и Гретель,
им она отпирала дверь
в свой пустой колдовской дом.
он издавал металлический скрежет.
он — серый и чёрный.
он — ключ одноручный.

Катя Поваляева

Коллекция дает представление об основном технологическом оборудовании ручного штангового способа бурения середины 19 в. в мягких и твердых породах. Представлены модели буров и долот различной конфигурации, подъмных крюк, обсадных труб, чищалок, ловительного инструмента, инструмента для порохострельных работ.

14. Лампа накаливания электрическая цилиндрическая Ц 220−10

колбочки и палочки — лампочка.
сквозь её серое стекловатое тельце проглядывают какие-то нитки:
то ли позвоночник,
то ли струны её души.

Катя Поваляева

Предназначена для использования в сигнальной аппаратуре на диспетчерских и распределительных щитах, а также в приборах различного назначения. Тело накала представляет собой нить из вольфрама, закрепленную на электродах и дополнительно с помощью держателей, расположенных на ножке (увеличение числа точек крепления необходимо для увеличения прочности тела накала)

15. Лампа накаливания электрическая самолетная СМ 2,5−0,075

Лампа накаливания.
Электрическая.
Самолетная.
Вы не слушайте, что так страшно звучит.
Она
Нежной капелькой меди
Белками глаз аккуратно блестит,
Хоть уже не светит.

Александра Ерошенко

Предназначена для внутренней подсветки и сигнализации в самолетах. Имеет цилиндрическую форму, внутри которой располагается тело накала в виде спиральной нити из вольфрама, обладающее большой механической прочностью и выдерживающее значительные ударные и вибрационные перегрузки. Рассчитана на работу при пониженном атмосферном давлении и повышенной относительной влажности окружающего воздуха

16. Утюг наплитный малой теплоемкости

Литой утюг интересной формы
В виде ступенек,
Глядя на которые
Хочется уменьшиться и подняться по ним
К выпуклой металлической ручке.
Утюгом этим пользовались в ХХ веке.
Таким же, возможно, моя бабушка гладила
Рукава, кружева и прочие мелкие штучки.

Ксюша Гурина

Литой, оригинальной формы в виде пяти ступенек, спускающихся от верхней поверхности к подошве. Предназначен для глажения мелких деталей одежды и кружев. Утюги данного типа вошли в обиход в конце 18 в. и выпускались отечественными предприятиями вплоть до 70-х гг. 20 в.

17. Машина швейная "Вера" (Vera) челночного стежка, с ручным приводом, семейно-бытовая

швейная машина "вера"
(осторожно: хрупкое)
предназначена для сшивания времени:
раз эра, два эра
оединяются складками юбок. и
держатся нос к носу темя к темени

Маша Севостьянова

Изготавливалась по заказу одного из Российских торговых домов. Отличается высоко-художественной двухцветной росписью в виде растительных элементов. Технологические возможности машины позволяли использовать ее в швейных мастерских.

18. Модель "Самокатка И.П. Кулибина"

Треугольник, суженный спереди,
Образовали колеса,
По заснеженной мерзлой заводи,
По дорожной стеклянной наледи
Скрыпом, наскоком, косо
Самокатятся лихо, весело,
Возят кого или просто
Сами гикают, гонят, бесятся,
Сами чуют тропинки тесные,
Сами укатят. Просто

Вениамин Лидский

Трехколесная конструкция: в передней части одно поворотное колесо, в задней – два, одно из них приводное. В середине рамы установлен двухместный диван-сиденье. За сиденьем расположен ножной приводной механизм, состоящий из педалей, барабана с тремя кругами штифтов («коробка передач») и сложной системы рычагов и тяг, вращающих вертикальную ось с маховым колесом. Рулевое управление состоит из рулевого колеса штурвального типа, двух рычагов, тяг и поворотного круга, в котором установлено переднее колесо. Колеса – деревянные, артиллеристского типа. На ободьях колес – металлические обручи. Модель дополнена фигурками людей в исторических костюмах: двух пассажиров и слуги, приводящего в движение машину.

19. Перо писчее

Перо писчее.
Цветом кости.
Да и формой как нож людей.
Древностью скрученных,
Точащих оружее двухсторонее

И далеких тех писчих идей,
Что содержит в себе перо.
Не птичье, весьма тоже острое.
И помнящее те споры.
Что не выручить топором

Александра Ерошенко

Перо для авторучки, документирует высокий уровень технологии изготовления писчих перьев, разновидность конструкций

20. Карандаш чернографитный "Храм Спасителя"

Карандаш из черного графита
С металлическим наконечником,
На котором изображен храм Христа Спасителя.
Был сделан специально для русского рынка
Европейской компанией "Johann Faber",
Имя которой на стержне написано
Золотистыми красивыми буквами.
Рядом перекрестные молоточки —
Символ изготовителя.

Ксюша Гурина

Карандаш известной фирмы "Johann Faber" был выпущен специально для российского рынка. Компания "Johann Faber" существует с 1878 г., когда один из двух братьев Иоганн построил в Нюрнберге завод. В 1942 г. завод был приобретен компанией А.В. Фабер-Кастелл

21. Машина пишущая "РЕМИНГТОНЪ", мод.7

Через меня писались мысли
Через меня писались судьбы
Через меня совершались исторические события.
И я ощущала себя самой главной тенью
Но обладая всем языком
Я не могу высказать всю свою боль.
Машина пишущая "Ремингтонъ"

Камилла Синёва

Печатающий механизм с рычажным литероносителем, для выбора печатного знака служит клавиатура, для окрашивания — красящая лента, количество знаков — 84, алфавит– русский, длина бумагоопорного вала – 245 мм. Одна из ранних моделей практически применимой машины, с которой началась машинописная эра в 1874 году. Строка при печати не видна, так как литерные рычаги ударяют по валу снизу. Такую же машину приобрёл Л.Н. Толстой в начале ХХ века

22. Блокнот целлулоидный

Блокнот, который был аналогом твиттера в 1957 года
о чем свидетельствует эмблема на обложке
и записи в 300 символов
на косых строчках

Юлия Колоскова

Специально изготовлен к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. На обложке — накладка в виде эмблемы фестиваля (белый голубь). Целлулоид представляет собой материал на основе нитроцеллюлозы с наполнителем (камфора). Создан Джоном Уэсли Хайаттом и зарегистрирован под торговой маркой Celluloid в 1870 году. Выпускается в виде листов, полированных с одной или двух сторон, прозрачных, окрашенных и неокрашенных, белых, узорчатых, под перламутр, бронзу и др.

23. Блокнот целлулоидный

На всемирном фестивале молодежи.
Год 57-ой. Москва.
Джон Уэсли Хайатт
Вручил блокнот с голубем белым,
Белым, как снег,
Как святость.
И кровавое море магмы на фоне,
На железной пружине.

Семён Дунаев

Специально изготовлен к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов, проходившему в Москве в 1957 г. На обложке — накладка в виде эмблемы фестиваля (белый голубь). Целлулоид представляет собой материал на основе нитроцеллюлозы с наполнителем (камфора). Создан Джоном Уэсли Хайаттом и зарегистрирован под торговой маркой Celluloid в 1870 году. Выпускается в виде листов, полированных с одной или двух сторон, прозрачных, окрашенных и неокрашенных, белых, узорчатых, под перламутр, бронзу и др.

24. Масла нефтяные Константиновского нефтеперегонного завода Товарищества производства минеральных масел «В.И. Рагозин и Ко»

МАСЛО ПРОИЗВОДСТВА «РАГОЗИН И КО»
масло веретенное
масло непищевое
масло машинное сырое

МАСЛО ВАГОННОЕ
Рагозин и Ко
1906 год
Константиновский нефтеперегонный завод

МАСЛО ДЛЯ ПАРОВЫХ ЦИЛИНДРОВ
1906 год
Константиновский нефтеперегонный завод
Россия получило награды
в Париже, Брюсселе,
Ливерпуле и Риме

МАСЛО ВАГОННОЕ ЗИМНЕЕ
1906 год
Константиновский нефтеперегонный завод

МАСЛО ГОРЧИЧНОЕ
2018 год
Сарептинский горчичный завод

СЕБОНАФТ
Рагозин и Ко
1906 год
Константиновский нефтеперегонный завод

МАСЛО ДЛЯ ФИЗИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ И ПАРФЮМЕРИИ
считалось лучшим маслом в мире и Российской империи

МАСЛО ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ ГАЗА
1906 год
Константиновский нефтеперегонный завод

АСТРАЛИН
в состав коллекции Московского музея прикладных знаний по нефтяному делу XX века входил
1906 год
Константиновский нефтеперегонный завод

МАСЛО ДЛЯ ПРОМЫВКИ ШЕРСТИ
1906 год
Константиновский нефтеперегонный завод

Никита Бочаров

Внедрение классической технологии производства нефтяных масел послужило поворотным этапом в истории не только русской, но и заграничной нефтяной промышленности. Масла и нефтехимические продукты завода получили множество наград на международных выставках в Париже Риме, Брюсселе, Ницце, Ливерпуле, Антверпене и на отечественных выставках в Нижнем Новгороде, Петербурге, Туле, Риге, Ярославле

25. АВТОМАТ ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ «ОСТРОВ ЭЛЬБА»

Здесь виден замок на холме,
И деревце под старой башней,
И море в пене, как в чалме
Бушует, — но совсем не страшно,

Поскольку дыбится оно
Так занимательно и живо,
Что мачта, как веретено,
Стоит все прямо, горделиво;

И прикасается бушприт
Любовно к деревцу под башней.
А замок прочно в землю врыт,
И от того совсем не страшно.

Вениамин Лидский

На деревянном основании составлена композиция, в правой стороне которой находится средневековый замок, на сторожевой башне по периметру вращается дозорный в военной форме, с левой стороны на волнах раскачивается кораблик. Действие сопровождается музыкальным оформлением. Механизм — внутри основания, там же находится музыкальная гребенка и программный валик на одну мелодию. Сверху композиция накрыта стеклянным колпаком овальной формы

26. Фигурка декоративная "Голова лошади" из нефрита

Как отомстили китайцы северным захватчикам?
Выдолбили лошадь и отсекли голову к чертям собачьим.
Может это не месть, а кто-то решил поработать с нефритом?
Задолго начал готовиться,
Выбрал кусок, явился к работе опрятно бритым.
И сидел. И трудился. И не один день.
И добился успеха, мне нравится,
Как буро-зелёная голова чёртовой лошади скалится.

Михаил Глежин

Серо-зеленого цвета, отполирована. Плоское одностороннее изображение головы лошади с гривой. Отражает технологию резьбы по камню в 19 в.

27. Микроминиатюра "Воспоминания об Антуане де Сент-Экзюпери"

белые дыры это когда взрываются черные солнца
и их осколки мальчишками бьют друг друга в плечи
и выжимая мокрые майки в траву испаряются
в звёздочки век закрытых глазами

тот на маленькой планете играет один он шлёт
лисенят он не может больше
нести ответственности за них и нездешние
они языками лижут деревьивые слёзы
он отворачивается и не может их больше обманывать

Дарья Иванс

Фигурка маленького принца, сидящего на астероиде, выполненная по рисунку Экзюпери. Рядом — модель самолета "Breguet-14", на котором писатель летал, работая в компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на линиях Тулуза-Касабланка, Касабланка — Дакар. Высота фигурки 0,8 мм, длина самолета 1,8 мм. Материал — золото, стекло. Работа выполнена вручную, с использованием специально изготовленных инструментов и увеличительной техники. Рассматривается в микроскоп.

28. Бинт электрический БЭ-1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАТЕНТНОЕ
ВЕДОМСТВО СССР
электробинт БЭ-1
готов к работе
цель изобретения —
расширение функциональных возможностей
плотная ткань, пожелтевший от времени провод
черная вилка старого типа

объект иллюстрирует передовые достижения науки и техники год 1966,
волнообразно воздействовал теплом на конечность
лучше всех остальных. теперь — в музее

Рина Денисова

Применяется для стимулирования венозного кровообращения в конечностях при лечении варикозного расширения вен, профилактики тромбоэмболии легочной артерии. Принцип действия заключается в волнообразном тепловом воздействии на конечность. Иллюстрирует научно-технические достижения в области производства и применения медицинской техники в 1960−1970-х гг.

29. Метроном настольный механический системы И.Мельцеля

Я не пишу военные стихотворения
Не потому, что эта тема меня совсем не трогает,
Вероятно, «Новому величию» свойственно хранить, а потом хоронить молчание,
Что могут дети сказать взрослым людям об их поступках?

Но метроном так кстати оказался однажды в классе,
Набитом нами, которые слушают о том, как Мельцель помог Бетховену, у нас урок
Художественной Культуры.

И старость берётся рукой за грузик и запускает время. Если есть у материи мужество, где оно?
Я знаю много о физике и теории относительности,
Но как объяснить такие точные указания, совпадения?
Наш учитель теряется и что-то припоминая:
Эфиры все перебиты звучанием метронома, если скорость мысли догоняет Бога, а с другой стороны небо.
Рука учительницы останавливается, разносится:
«Мать сравнила их с падающими звёздами, но не успела ответить, какое желание загадала.
И звезды тогда обрушились. Тоже никого не слушая. Потому что они вещи и действуют по законам.
А метроном не вещь.
Он имеет существенную схожесть с временем. «Так и запомните, дети», если темп замедляется, можно ложиться спать».

Это было во время блокады, которая непременно с нами, не о войне пишу. Она так и так с нами.
Но если метроном имеет свойство останавливаться, почему до сих пор он стоит отбивается на уроке Художественной Культуры,
А как дети радуются, когда есть вещи не подчиняющиеся законам…

Анна Платонова

Метроном, в настоящем его виде сконструированный Мельцелем в 1816 г., служит для отсчитывания и отбивания желаемых промежутков времени, примерно, 40−200 ударов в минуту. Колебания маятника поддерживаются пружинным часовым механизмом. Вдоль верхней части стержня передвигается и устанавливается на определенном делении шкалы грузик, от положения которого на стержне зависит время качания маятника. Числа на шкале, находящейся за стержнем, указывают число ударов в минуту.