«Аршином общим не измерить»

Выставка
18.02.15—16.04.15
Выставочный зал Галерея Беляево
0+
533
0

Описание

Добавить в календарь

Измерения позволяют отличать, сравнивать и предвидеть. Они связывают прошлое и будущее, пространство и время, науку, технологию и быт. В коллекции Политехнического музея есть небольшой объект, который можно считать символом и ключом ко множеству пересекающихся измерительных тем, – теме науки и промышленности, торговых и культурных связей, истории и антропологии, России и Великобритании. Множество контекстов сосредоточилось на отдельных звеньях складной линейки, сделанной в Лондоне в 1890-х годах специально для использования в России. Об этом свидетельствует надпись: Meter Werschok Sagene, London (метр вершок сажень, Лондон).

17 февраля в галерее «Беляево» прошло открытие выставки «Аршином общим не измерить». Это серия визуальных рассказов, созданных известным художником Сергеем Шутовым вокруг десяти предметов из коллекции Политехнического музея: камеры-обскуры, радиоприемника Regenton, велосипеда дорожного The Royal Enfield, пассатижей для натягивания кожи, складных переносных солнечных часов, планшета для составления планов, аппарата для киносъемки и кинопроекции Midas, китобойного ружья, ростометра «палка Лидтина», лопаты (заступа).

Каждый из объектов, разный по функциям, техническим и формальным особенностям, экспонировался рядом с тем или иным измерительным инструментом – рулеткой, линейкой, складным метром. Зритель, таким образом, получил картину сравнения при помощи измерения (как на фотографиях с неизвестным масштабом рядом с миниатюрной собачкой ставили для наглядности, например, спичечный коробок).

Сопоставление двух предметов в витрине – это только начало рассказа. Кстати, обе музейные этикетки связаны в этом случае особой «историко-измерительной» информацией: «Гарпун, выпускаемый из такого ружья, не был орудием убийства. С его помощью шлюпка крепилась к киту, который мог тащить за собой судно со скоростью до 26 миль в час (42 км/ч)».

Дальше сюжет развивался уже на стенах выставочной площадки. На картинах – параллельные истории: про изобретение самоката, судьбу барабанщиков в русской армии, оптический механизм работы камеры-обскуры и другие. Рядом с холстами – тексты, дополняющие российские картинки английскими подробностями, и наоборот. Уже знакомые британские предметы в витринах находят свои «текстовые рифмы» в отечественных историях

Еще одна тема выставки – журнальная. Библиотека Политехнического музея открыла страницы английских периодических изданий XIX–XX веков. Там – информация, реклама, статьи, возвращающие музейные ныне объекты в их «прошлую современность», когда сенсацией было открытие принципа, изобретение технологии, поступление предмета или его аналога в торговый оборот.

Мало кто знает, что «палка Лидтина» – это ростомер для лошадей. На выставке можно было ее увидеть. Рядом – классический человеческий аналог этого приспособления, и каждый из посетителей смог применить его к себе. Кстати, посетители выставки не только сопоставили российские и британские меры длины, веса, площади и объема, но и оставили собственные истории про велосипеды и солнечные часы, кино- и фотосъемку, англо-русские и русско-английские сюжеты в специальных «пространствах дополнений и комментариев».

Сергей Шутов известен не только как живописец и мастер многосоставных инсталляций, но и как один из родоначальников российского media art. Неслучайно выставка открывалась мультимедиа-каталогом: миниатюрный кинопроекционный аппарат Midas проецировал на стену изображение английской ретрохроники с перечислением всего предметно-исторического репертуара проекта «Аршином общим не измерить».

Выставка опровергла свое название, объединив усилия Политехнического музея и художника, представив в выставочных залах 5D существование английских предметов, приборов и инструментов в российских культурных, исторических, технологических, торговых, бытовых контекстах.