Автомобильная промышленность

Выставка
3.08.14—1.10.14
Павильон «Космос»
0+
3098
13

Описание

Добавить в календарь

Выставка «Автомобильная промышленность» прошла в павильоне «Космос» на ВДНХ с 3 августа по 1 октября.

История отечественного автомобилестроения началась осенью 1924 года, когда конструкторы ЗИЛа закончили разработку первого советского грузовика АМО-Ф-15. В названии была зашифрована вся его родословная. АМО — «Автомобильное московское общество», первое название Завода им. Лихачева; Ф-15 — Fiat-15 Ter, итальянский грузовик, активно выпускавшийся в годы первой Мировой войны. К праздничной демонстрации 7 ноября 1924 года с конвейера были спущены десять АМО-Ф-15. Выкрашенные в красный цвет, они торжественно проехали по Красной площади, — это стало началом отечественной автомобильной промышленности.

АМО-Ф-15 в коллекции Политехнического музея.

Самый ценный экспонат выставки «Автомобильная промышленность» предоставил Политехническим музеем. Это первый советский серийный автомобиль НАМИ-1 выпуска 1927 года, который сконструировали в бывшей каретной мастерской, занимавшейся до революции сборкой экипажей для царского двора.

НАМИ-1 в коллекции Политехнического музея.

Всего на выставке было представлено восемь автомобилей из фондов Политеха, в том числе, редкий экземпляр ГАЗ-А, производство которого пришлось на самое начало 1930 и продлилось только четыре года, и грузовик ГАЗ-АА (или «полуторка»), о котором Эдуард Хиль пел в песне «Грузовичок-фронтовичок».

Особое место в экспозиции заняли представительские автомобили. ЗИМы, для которых советские конструкторы разработали несущий кузов и впервые использовали его для автомобилей такого класса. ЗИСы (ЗИЛы), которых сменилось восемь поколений — столько, сколько было генсеков в Союзе — выпускавшихся в разных версиях: кабриолеты и фаэтоны для военных парадов, реанимобили и «бронекапсулы» — на всякий случай. Но главным достижением отечественного автомобилестроения всегда были внедорожники. Их называли «колесными вездеходами», и в период с 1941 года по конец 1960-х выпустили огромное количество. На выставке была представлена вся линейка «вездеходов», в том числе, авиадесантируемый вездеход ГАЗ-66Б, который сбрасывали с военно-транспортного самолета с высоты 10 000 м с экипажем внутри.

Некоторые экспонаты вошли в историю советского кинематографа: микроавтобус «Старт» Луганского авторемонтного завода, на котором уезжала героиня фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница» — комсомолка Нина; «Москвич-408», на котором уходил от погони шеф из «Бриллиантовой руки»; и конечно, ГАЗ-21 — из комедии Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля».

Советские машины могли похвастаться не только раллийными шасси и сверхлегкими кузовами, но и прекрасным дизайном, в чем можно было убедиться, побывав на выставке «Автомобильная промышленность».

Расположение автомобильной выставки в павильоне «Космос» не случайно: первоначально павильон назывался «Машиностроение». Именно сквозь павильон «Машиностроение» проезжает на шикарном фаэтоне героиня Любови Орловой в киноленте Григория Александрова «Светлый путь» 1940 года. С тех пор и до начала 60-х годов в этом павильоне регулярно демонстрировались последние достижения отечественных автомобильных и тракторных заводов.