Коды. Звуки. Знаки

Выставка
15.06.16—25.09.16
Политех на ВДНХ
0+
3646
0

Описание

Добавить в календарь

Интерактивная выставка «Коды. Звуки. Знаки», организованная совместно с Посольством Мексики, состоит из реконструированных музыкальных инструментов и объектов звуковоспроизводящей техники. Они не просто объединяют технологии в одном предмете, а расширяют границы слушательского опыта, разрушают примитивность стандартной функциональности приборов. Проект Тани Кандиани описывает формы взаимодействия музыкального инструмента, машины и человека, – это, в самом широком смысле, исследование формирующегося языка современных технологий. Оригинальное название проекта – «Пять фонических этюдов и пауза» – носило намного более ярко выраженный музыкальный характер, нежели его «политехническая» версия.

На выставке представлена работа «Звуковые истории», берущая свое историческое начало в традиции мексиканского саунд-дизайна времен радиопостановок, для озвучивания которых артисты-шумовики применяли целый арсенал инструментов. Здесь представлены 4 куполовидных акустических устройства с системой объемного звучания. Под куполом находится экран – изображение на нем визуализирует аудиосигнал из каждого канала. Устройства воспроизводят звуковое оформление для трех графических романов, а также для живописной работы художника Ивана Эдесы под названием «Информанты Саагуна».

Также показана цифровая адаптация пианолы, где бумажные ленты оборачиваются через систему барабанов с электроприводом. Оптический сенсор считывает отверстия в ленте и посылает сигнал в частотный генератор, воспроизводящий заданные перфорацией ноты. Бесконечное вращение ленты пианол в пяти витринах напоминает движение конвейера.

Отдельного упоминания заслуживает проект уникального гибридного многоканального органа, сочетающего акустические и электронные элементы, который был впервые представлен в мексиканской Laboratorio de Arte Alameda и будет привезен на выставку в Политех. Устройство состоит из двух клавиатур – музыкальной и печатной. Каждый раз, когда кто-то с помощью рычага возврата каретки переводит печать на новую строку, написанные слова озвучиваются синтезатором голоса. Музыкальная клавиатура снабжена еще более сложным программным обеспечением: каждая клавиша и каждый аккорд запрограммированы на воспроизведение речевых слогов, общее число которых составляет 1201 слог – это сопоставимо с процессом усвоения языка. Звуки устной речи назначаются клавишам и аккордам, и это позволяет записывать текст с помощью нот, превращая его в музыкальную пьесу. Этот объект также примечателен тем, что для его русификации были приглашены российские филологи, известный российский медиа художник ::vtol:: и научный сотрудник студии Новой музыки Московской консерватории Алексей Наджаров.

Таня Кандиани – самый известный и знаковый художник Мексики: в 2015 году она представляла свою страну на Венецианской биеннале. Интерес художницы к теме взаимоотношений искусства и технологий послужил вдохновением для создания инсталляций, механизмов и звуковых пейзажей. Работы Кандиани можно найти как в частных, так и в государственных коллекциях, таких как MCA (Музей современного искусства, Сан-Диего), SDMA (Музей искусств Сан-Диего), Мексиканский музей (Сан-Франциско) и «Дойче банк». Является получателем гранта Фонда Гуггенхайма в области искусства, а также частью Мексиканской национальной системы авторов с 2012 года.

Сотрудничество с Таней Кандиани – не первый пример полномасштабного сотрудничества Политехнического музея и Мексики, взаимодействие которых уже вполне можно назвать стратегическим с точки зрения культурного обмена двух стран.

Выставку «Коды. Звуки. Знаки» сопровождает специально подготовленная параллельная программа (лекции, воркшопы, концерты).

15−17 июня 2016 прошла экспериментальная группа «Сплетение смыслов» программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» Политехнического музея при участии самой художницы Тани Кандиани. Работа группы посвящена вопросам передачи информации в мире современных технологий, способам взаимодействия в междисциплинарных коллективах, где люди зачастую используют совершенно разные языковые коды в попытках найти общее понимание.

17 июня в 20:00 в Политехническом музее прошла публичная лекция Тани Кандиани, во время которой она рассказала о своем творческом пути.

Куратор выставки «Коды. Звуки. Знаки» и ее параллельной программы – Наталья Фукс, искусствовед, исследователь новых медиа и специалист по управлению в сфере культуры (MA Media Art Histories, Danube University, Austria / MA Cultural Management, University of Manchester, UK). С 2014 года – куратор междисциплинарных проектов и программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» Политехнического музея в Москве.