«Синестетическая симфония»

Перформанс
28 января 2016
20:00
Центр современной культуры «Смена»
16+
351
0

Описание

Добавить в календарь

Программа «Polytech.Science.Art:Наука.Искусство.Технологии» Политехнического музея в партнерстве с конструкторским бюро «Прометей» в Казани представила в Центре современной культуры «Смена» перформанс «Синестетическая симфония» в исполнении ::vtol::, Питера Кирна и Юлии Глуховой (куратор – Наталья Фукс). Центральным объектом аудиовизуальной постановки стала реконструированная историческая светомузыкальная машина «Кристалл», собранная инженерами «Прометея» в 1966 году и представленная на ВДНХ в Москве.

Идея реконструкции возникла весной 2015 года и была реализована в мастерской «Синестетические машины». Четыре дня занятий под руководством ::vtol:: и Питера Кирна были посвящены общей теории синестезии, аналоговым инженерным решениям и современному программному обеспечению, решающему проблему написания и исполнения цвето- и светомузыки в XXI веке.

Итогом мастерской стала реконструкция «Кристалла» – оригинальная установка представляла собой октаэдр, на ней можно было играть световые партитуры, изменяя цвета всех восьми граней с помощью клавиатуры, нескольких ножных педалей и путем спектрального анализа внешнего звукового сигнала. К 2015 году установка практически полностью пришла в негодность. Реконструированная версия «Кристалла» сохраняет все оригинальные возможности и технологически максимально приближена к прототипу, включая использование ламп накаливания, окрашенных специальным цветным лаком вручную. При этом «Кристалл» получил цифровое управление, что заметно расширяет возможности и потенцирует выразительность.

Соединяя свет и звук, прошлое и настоящее, проект реконструкции демонстрирует, что аудиовизуальный перформанс может быть продолжением классической традиции, а не чистым новаторством в одном случае или исторической реконструкцией ради реконструкции – в другом. Традиция в данном случае – это эксперименты Скрябина, Баранова-Россине и футуристов.

Во время перформанса::vtol:: и Питер Кирн выступают вживую, а Юлия Глухова присоединяется к ним с импровизационным Choeur de Lumière (хор света). Сегодня компьютер часто выступает либо как инструмент, отстраненный от визуальной части перформанса, либо как генератор динамических образов. Здесь же он вовлечен в перформанс, объединяющий оптическую, аналоговую и цифровую техники в своеобразное световое излучение акустического/ музыкального единства.

Автор проекта реконструкции «Кристалла» –::vtol:: (при участии Илнура Мустафина).

Автор перформанса «Синестическая симфония» – Питер Кирн (при участии Дмитрия Морозова и Юлии Глуховой).

Куратор – Наталья Фукс.

Вечер начался творческой встречей с командой проекта реконструкции «Кристалла» – медиахудожниками::vtol::, Питером Кирном и куратором программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» Натальей Фукс. Питер Кирн прочел лекцию, посвященную наследию русского композитора Александра Скрябина в современную цифровую эпоху.

Светомузыкальные эксперименты Скрябина вдохновляли несколько поколений музыкантов, художников, инженеров и разработчиков не только в России, но и в других странах мира. Своим творчеством он сформулировал один из самых важных тезисов аудиовизуальной теории о том, что свет и звук могут являться единым выразительным средством, объединенной совокупностью художественных и технологических практик, а не только аккомпанементом друг для друга.

В завершение события был представлен аудиовизуальный перформанс «Синестетическая симфония» в исполнении::vtol::, Питера Кирна и Юлии Глуховой.

Событие организовано Политехническим музеем и конструкторским бюро «Прометей» при поддержке Института Гете.

::vtol:: – псевдоним медиахудожника Дмитрия Морозова. Воплощает свои идеи в технологических жанрах искусства: робототехнике, sound art, science art. Участник 4-й Московской биеннале, фестивалей Архстояние и CTM (Германия), выставок на ведущих площадках современного искусства: ГЦСИ, ММОМА, Манеж, Laboratoria, Электромузей, Политехнический Музей, Garage, ZKM (Германия), Ars Electronica (Австрия), Boulder Museum of Contemporary Art (США). Лауреат Премии Сергея Курёхина (2013), Премии Cube (Франция, 2014), почетные упоминания премии VIDA 16.0 (Испания, 2014), Ars Electronica (Австрия, 2015).

Питер Кирн – аудиовизуальный художник, писатель и основатель CDM (createdigitalmusic.com). Он получил классическое образование в области музыкальной композиции, но сейчас продюсирует экспериментальную электронную музыку – как самостоятельно, так и в составе дуэта Nerk/Kirn совместно с Бенджамином Вайссом (Native Instruments). Он также участвовал в создании синтезатора MeeBlip и ежегодно проводит MusicMakers HackLab на фестивале CTM в Берлине.

Наталья Фукс – искусствовед (История медиаискусства, Дунайский Университет, Австрия) и специалист по управлению в сфере культуры (Управление культурными проектами, Университет Манчестера, Великобритания), куратор междисциплинарных проектов Политехнического музея и программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» Политехнического музея.