Меня забыли спросить!

Конференция
3.06.19—4.06.19
Институт «Стрелка»
6+
2232
0

Описание

Добавить в календарь

english version

Программа конференции «Меня забыли спросить!»

Конференция Политехнического музея и Института «Стрелка» о вовлечении детей в создание музейных и архитектурных проектов в рамках серии городских просветительских событий «Политех 2020» (3−4 июня 2019 года).

День первый (3.06)

В первый день конференции педагоги, музейные специалисты и архитекторы обсудят практики и тенденции вовлечения и попробуют ответить на вопросы: почему важно популяризировать практики партиципации, может ли ребенок управлять городом и главное — как научиться доверять идеям детей.

Дневная программа

11:00−16:00 Воркшоп «Выставка вместе с детьми»

«Выставка вместе с детьми: от идеи до воплощения в музее»

Как вместе с ребенком сделать музейный проект, который будет интересен посетителям всех возрастов.

Во время воркшопа участники разработают формат работы с детской аудиторией, который можно использовать в существующих музейных проектах, а также узнают:

  • как вовлечь в партиципаторный проект все музейные отделы от дизайнеров до реставраторов;
  • какие методы и инструменты могут помочь в организации процесса работы с детьми;
  • какую роль играют тьюторы в партиципаторном проекте;
  • с какими трудностями могут столкнуться кураторы и как их избежать;
  • по каким критериям можно оценивать партиципаторный проект.

Экспертами выступят Анна Кнапек из Варшавского национального музея и Мария Ващиньска-Стелмашчик из Музея искусств в Лодзи.

Воркшоп пройдет на английском языке с синхронным переводом на русский.

Регистрация на воркшоп

Вечерняя программа

18:00−19:15. Форум-театр «Почему лучше вместе?»

Форум-театр + дискуссия «Почему лучше вместе?»

На конференции мы предлагаем не только говорить о партиципации, но и попробовать "прожить" ее самим. Откроет дискуссию спектакль от “Форум-театра”, созданный специально для конференции, который позволит в безопасной среде обсудить основные плюсы и минусы партиципаторных проектов. После этого участники конференции вместе с экспертами из разных областей музейного дела, архитектуры, образования и представителями детских коммьюнити, которые участвовали в партиципаторных проектах, сформулируют, что такое соучаствующее проектирование, где его границы и зачем делать музейные и архитектурные проекты вместе с детьми.

Участники дискуссии:

  • Юлия Шахновская — генеральный директор Политехнического музея.
  • Дарья Агапова — куратор ежегодного фестиваля детских музейных программ «Детские дни в Петербурге», координатор музейной программы фестиваля CulturaFest в Хельсинки, соорганизатор проекта русско-американского культурного обмена «Музей участия».
  • Наталья Маковецкая – руководитель департамента вовлечения КБ Стрелка.
  • Надя Папудогло – мама, автор книг о материнстве, главный редактор интернет-издания об образовании и воспитании детей «Мел»;
  • Михаил Кротов – студент КЮИ Пушкинский музей, волонтер Политеха, старшеклассник 179 Школы

Модератор — Оксана Мороз, культуролог, доцент МВШСЭН, креативный директор Фонда Егора Гайдара.

19:15−20:30. Шоукейс «Как проектировать с детьми»

Партиципаторные практики давно стали мировым трендом, культура соучастия активно развивается и в России. Архитектурное бюро «Дружба» вместе с подростками открывает пространство «Метеор» в центре Москвы, а «Проектная группа 8» создает детский архитектурный надзор. Как воплотить идеи ребенка в жизнь? Почему игровая площадка — это выбор? И самое главное — как направлять работу юного сотрудника в нужное русло?

Участники дискуссии:

  • Архитектурное бюро «Дружба» и детский архитектурный клуб «Кони на балконе» — междисциплинарное сообщество экспертов из разных областей. Белла Филатова настаивает на том, что проектирование города для ребенка — это отдельный вектор развития мегаполиса и огромный диапазон возможностей, который не ограничивается игровыми площадками, и самое главное — дети могут и должны быть полноправными участниками создания общественных пространств,
  • Архитектурное бюро «Проектная группа 8» — пионеры систематического внедрения партиципации в архитектурную практику. Надежда Снегирева расскажет о стратегии работы с заказчиками, муниципалитетами и министерствами, а также о трудностях, которые могут возникнуть в процессе вовлечения местных жителей.
  • «Кружок» — некоммерческий образовательный проект, создающий связи между большими и малыми местами. Один из основателей «Кружка» Сергей Нугаев объяснит, как раскрыть потенциал подростка и помочь школьникам рассказать о своих родных местах: создать сайт их села или даже провести в нем фестиваль локальной культуры.
  • Архитектурное бюро «Чехарда» задумывает, проектирует и строит уникальные игровые зоны для детей и разрабатывает игровые стратегии для городских пространств. Основатель бюро Мария Помелова объяснит, как изучать поведение детей на игровых площадках и почему камень и палка лучше пластикового замка.

Модератор — Маковецкая Наталья, руководитель департамента вовлечения КБ Стрелка. Среди ее проектов: вовлечение горожан в процессы благоустройства 40 городов перед чемпионатом мира, а также в разработку стратегии развития и благоустройства территорий: города Свободный, Калининграда и Ивановской области.

20:30−21:30. Лекция «Может ли ребенок управлять городом»

Лекция велосипедного мэра Амстердама Кателейне Бурмы «Может ли ребенок управлять городом»

Летом 2018 года в Амстердаме появилась должность детского велосипедного мэра, которым стала девятилетняя Лотта Крок. По словам ее старшей коллеги Кателейне Бурмы, «мы работаем в дуэте, и важно, что взрослый помогает юным жителям реализовывать свои идеи, которые работают на пользу города и страны». На лекции Кателейне объяснит, какая зона ответственности у детского велосипедного мэра и главное — может ли взрослый успешно работать с ребенком.

Регистрация на вечернюю программу первого дня

День второй (4.06)

Убедившись в первый день конференции, что слышать и слушать детей важно и полезно для общества в целом, на второй день мы перейдем к вопросу о том, как же это делать. Эксперты архитектурного бюро All About A (Дания) расскажут о своих методах работы с детьми при проектировании, подростки сформулируют свои ожидания от музея, а взрослых специалистов и всех неравнодушных к теме совместного проектирования мы приглашаем к диалогу о российском опыте партиципации.

Дневная программа

11:00−16:00 Воркшоп «Выставка вместе с детьми»

Воркшоп «Выставка вместе с детьми: от идеи до воплощения в музее»

Как вместе с ребенком сделать музейный проект, который будет интересен посетителям всех возрастов.

Во время воркшопа участники разработают формат работы с детской аудиторией, который можно использовать в существующих музейных проектах, а также узнают:

  • как вовлечь в партиципаторный проект все музейные отделы от дизайнеров до реставраторов;
  • какие методы и инструменты могут помочь в организации процесса работы с детьми;
  • какую роль играют тьюторы в партиципаторном проекте;
  • с какими трудностями могут столкнуться кураторы и как их избежать;
  • по каким критериям можно оценивать партиципаторный проект.

Экспертами выступят Анна Кнапек из Варшавского национального музея и Мария Ващиньска-Стелмашчик из Музея искусств в Лодзи.

Воркшоп пройдет на английском языке с синхронным переводом на русский.

Регистрация на воркшоп

13:00−16:00 Воркшоп «Природа как лаборатория»

ПРИРОДА КАК ЛАБОРАТОРИЯ: ВОРКШОП ПО АДДИТИВНОЙ АРХИТЕКТУРЕ

На создание проекта Оперного театра в Сиднее датского архитектора Йорна Утзона вдохновил апельсин: ему понравилось, что из полусферических долей фрукта можно собрать целую сферу. Этот принцип лег в основу аддитивной архитектуры — метода Утзона, согласно которому здание должно состоять из цельных и неизменных компонентов разного размера.

Сегодня этот метод часто используют в детских архитектурных школах по всему миру, о нем же идет речь в книге архитектора датского бюро All about A Юлии Дюфур. Вместе со своей коллегой Шарлоттой Карстенсен она предлагает попробовать применить эту концепцию на практике и создать архитектурный проект общественного пространства, вдохновляясь формами, цветами и структурой объектов природы.

Во время воркшопа участники:

  • научатся использовать метод аддитивной архитектуры в работе с детьми;
  • исследуют территорию Красного Октября;
  • создадут архитектурные композиции, используя растения и другие природные материалы.

Воркшоп пройдет на английском языке с переводом на русский.

Заявки принимаются до 1 июня. По всем вопросам пишите координатору воркшопа Марте Чурсиной на chursina@strelka.com.

Регистрация на воркшоп

Вечерняя программа

18:00−19:30. Дискуссия «Подростки меняют музей»

Музей меняется при взаимодействии с молодежной аудиторией. Чтобы понять, почему так происходит и каких именно изменений ждут от музея подростки, мы обратимся к экспертам в возрасте от 13 до 18 лет. Объединившись в небольшие группы, участники сформулируют коллективное представление об идеальном музее для своих сверстников и обсудят его со специалистами музейного дела. Результаты дискуссии помогут понять мотивацию и ценности молодежи и лягут в основу концепции работы с подростковой аудиторией Политехнического музея. Идеи, встретившие наибольший отклик, будут доработаны и реализованы вместе с их авторами.

Модератор — Полина Соколова, менеджер Образовательного центра, Еврейский музей и Центр толерантности

19:30−20:30. Шоукейс «Как сделать музей вместе с детьми»

Шоукейс «Шесть принципов дизайна: как сделать музей вместе с детьми»

Как узнать, в каком пространстве детям будет интересно, где они хотели бы оказаться и какой опыт окажется для них ценным? Датское бюро All about A разрабатывает архитектурные и дизайнерские решения вместе с детьми. В 2017 году представители бюро провели несколько дней с детьми в Политехническом музее, беседуя, исследуя и проектируя вместе. В результате этой совместной работы были сформулированы шесть принципов дизайна для детского музейного пространства. В рамках события состоится показ документального фильма о том, как проходила работа над этим проектом, Юлия Дюфур и Шарлотта Карстенсен из All about A поделятся своим опытом работы с детской аудиторией, а дети, участвовавшие в работе два года назад, расскажут о своих проектах.

Спикеры:

  • Юлия Дюфур — архитектор датского бюро All about A. Имеет большой опыт в создании образовательных программ и вовлечении детей в архитектурные проекты.
  • Шарлотта Карстенсен — дизайнер датского бюро All about A. Проводит образовательные мероприятия по дизайну для детей и подростков в Дании и других странах.

20:30−22:00. Коммьюнити-ток «Общество участия»

Сегодня российские музеи всё больше внимания уделяют работе с коммьюнити, в том числе и детскими. В ГМИИ им. А.С. Пушкина и Международном Мемориале большой опыт работы с детской аудиторией и новые проекты появляются прямо сейчас, а в проекте «Мой музей настоящего» подростки становятся соавторами выставок. Таких примеров появляется все больше. Однако вне зависимости от возраста участников и масштаба музея проблемы у многих партиципаторных проектов схожи. Как расширить сообщество вокруг музея? Каким образом выстраивать коммуникацию с детьми и подростками? Какие риски и подводные камни сопровождают работу с детской аудиторией? Мы будем вместе с участниками конференции искать ответы на эти вопросы и сформулируем основные принципы партиципаторной работы с детьми.

Спикеры:

  • Юлия Григорьева, руководитель детских программ Музея Москвы, проект «Летний практикум “Дети в городе М.”
  • Никита Ломакин, координатор оцифровки архива Международного Мемориала, выставка «Postscriptum: Восточные рабочие в Третьем Рейхе»
  • Анастасия Львова, ГМИИ им. Пушкина, проект “Я покажу тебе музей”
  • Егор Ларичев, куратор выставки “Мой музей настоящего”, проекта-победителя конкурса Политехнического музея и фонда Абсолют-помощь “Время роста”
  • Алиса Максимова, социолог, исследовавшая аудиторию для выставки “Мой музей настоящего”, проекта-победителя конкурса Политехнического музея и фонда Абсолют-помощь “Время роста”

Регистрация на вечернюю программу второго дня

Место\адрес: Институт "Стрелка", Берсеневская набережная 14/5а.

Мероприятие организовано Политехническим музеем совместно с Институтом «Стрелка» в рамках серии городских просветительских событий «Политех 2020», и проходит при содействии Посольства Королевства Дания в Москве, Польского культурного центра, Посольства Финлядндии в РФ, Министерства культуры Дании и Датского Государственного Фонда поддержки искусства, Посольства королевства Нидерландов.

Аккредитация — pr@strelka.com.