Концепция нового музея

2921
0

На основании Приказа Министерства культуры Российской Федерации № 332 от 08.06.2010 года Фонд развития Политехнического музея провел Международный конкурс на разработку концепции музея.

В результате отбора из 14 конкурсных заявок от российских и зарубежных компаний, специализирующихся в области музейного проектирования, победила британская компания Event Communications.

За период с октября 2010 по февраль 2011 года компания Event Communications при активном участии российских экспертов и сотрудников Политехнического музея разработала Концепцию создания музея.

Концепция была одобрена Попечительским советом музея в феврале 2011 года и утверждена Приказом № 417 Министерства Культуры РФ 28 апреля 2011 года.

Концепция музея предусматривает, в частности, реконструкцию исторического здания, увеличение образовательных площадей, публичных пространств, развитие просветительских и иных коммуникационных программ для посетителей разного возраста.

Концепция подчеркивает необходимость привлечения новой аудитории.

Проектируемая экспозиция музея науки и техники опирается на господствующее в науке и обществе представление о единстве мира, пронизанного бесчисленными внутренними причинно-следственными связями, которое было сформировано благодаря развитию и всей историей науки и техники.

Деление целого на тематические части (разделы) становится все более затруднительным, в том числе и в науке. Мы видим, как сегодня происходит размывание границ между привычными разделами науки, появляются новые междисциплинарные и интеграционные области исследований и технологий – например «Нанотехнологии», на смену привычной биологии пришли «Науки о жизни» — Life Science. Сегодня исследователи из разных областей науки и техники (физики, химии, биологии, математики, инженерии) вынуждены объединять усилия, чтобы познание мира становилось более глубоким и полным.

С другой стороны, год от года нарастает преобразующее влияние человека на окружающий мир. Этот неизбежный процесс связан с познанием и накоплением наших знаний о мире. Три крупнейшие революции, сотворенные человеком просвещенным, – сельскохозяйственная, промышленная и информационная – радикально изменили среду обитания человека.

Основные идеи (послания), заложенные в базис экспозиции, сформулированы следующим образом:

 — мир един,

 — мир познаваем,

 — мир преобразуем.

Лексика, в которой сформулированы эти идеи, позволяет трактовать и транслировать их не только с позиций науки и техники, научно-технического прогресса, но и с гуманитарных позиций, поскольку в русском языке слово «мир» имеет двоякое значение: «мир» как мироздание и «мир» как человечество, мир людей. Это дает возможность говорить о ключевой роли человека, о его ответственности и хрупкости мира, который может быть разрушен бесконтрольным использованием технологий и неразумными действиями человека.

Структура будущей экспозиции

Эти идеи затруднительно или даже невозможно высказать в рамках отраслевого подхода, будь то отрасли промышленности (как в существующей экспозиции) или науки. Поэтому структура экспозиции, предложенная компанией Event Communications, базируется на фундаментальных категориях материи, энергии и информации, с помощью которых можно описать любое проявление внешнего мира. В соответствии с этим подходом экспозиция разделена на три большие области (галереи): Материя, Энергия, Информация. Отметим, что при всей кажущейся простоте и даже очевидности такого деления, подобная структура экспозиции в практике крупнейших научно-технических музеев ранее не применялась, что подтверждено заключением виднейших международных экспертов музейного дела, рассматривавших промежуточные результаты проектирования будущей экспозиции на семинаре в Лондоне в октябре 2012 г.

Каждая из них состоит, в свою очередь, из трех частей. В двух длинных боковых частях (каждая с отдельным входом) представлено развитие науки и техники, в основном, в историческом аспекте. Проходя по ним, посетитель попадает в центральную часть, которая отведена самым современным достижениям науки и техники, включая перспективные разработки и даже фантастические, на сегодняшний день, проекты.

Кроме того, согласно Концепции, в Москве планируется создание второй площадки музея, которая расположится на территории МГУ им. М.В. Ломоносова. Это здание станет главной площадкой для масштабных и экспериментальных временных выставок, междисциплинарных проектов, профессиональных и студенческих конференций, центра повышения квалификации в области работы научно-технических музеев. Здесь же будут размещены открытые фонды Политехнического музея.

Конкурс на архитектурную концепцию реконструкции исторического здания

В соответствии с Приказом Минкультуры России № 417 от 28.04.2011 года 6 июня 2011 года был объявлен двухэтапный международный архитектурный конкурс на доработку архитектурного проекта реконструкции здания Политехнического музея в Москве.

В состав жюри конкурса вошли признанные мировые и российские эксперты в области архитектуры.

Цель конкурса – выбрать лучшую архитектурную концепцию и определить архитектурную компанию, которая разработает проектную документацию по реконструкции здания Политехнического музея.

14 октября 2011 года в качестве победителя конкурса была выбрана концепция японского архитектора Дзюньи Исигами, созданная в партнерстве с известной международной компанией ARUP.

Концепция «Музей как парк» демонстрирует новый подход в отношении исторического здания музея как более открытого архитектурного объекта, играющего важную роль в городском пространстве.

Архитектурная концепция Дзюньи Исигами предполагает чрезвычайно деликатное отношение к реставрации исторической части здания. В то же время предлагается перекрытие внутренних дворов музея при помощи инновационных конструкций с использованием мембраны ETFE, что позволит сохранить неизменной объемно-пространственную структуру здания, его очертания в городском пейзаже и одновременно увеличить публичные пространства, столь необходимые современным музеям.