Школа+музей

Политехнический музей приглашает школы к сотрудничеству – это прекрасный способ добавить к абстрактным знаниям осязаемую конкретику, побывать в уникальном для Москвы пространстве Открытых фондов музея, познакомиться с редкими и, напротив, типичными для своего времени экспонатами. Любой учащийся надежнее всего запоминает и глубже понимает то, что видел своими глазами, а не просто знает со слов учителя.

Экскурсии разработаны таким образом, чтобы легко встраиваться в школьную программу, дополняя и обогащая ее. Мы сгруппировали занятия по возрастам, чтобы преподавателям и методистам было удобнее выбрать именно то, что актуально для класса. Экскурсии могут быть адаптированы под посетителей любого возраста по предварительной договоренности.

Экскурсии проходят в таком графике:
Вторник, среда, четверг, суббота – в 10:00; в 12:00; в 15:00.

Посещение «Открытых фондов» возможно только вместе с экскурсией по предварительной записи.

Стоимость экскурсий:

  • группа 1−5 человек – 1500 рублей;
  • группа 6−12 человек – 3000 рублей;
  • школьная группа 13−16 человек – 4000 рублей;
  • школьная группа 17−20 человек – 5400 рублей;

1–5 классы

Предметы: природоведение, история, окружающий мир

1. Путешествие в мир технических загадок

Детям нравятся загадки, а загадки о технике отгадывать не только весело, но и полезно! Ребят ждет обзорная экскурсия по нескольким темам, – транспорт, передача информации, энергия пара, световые явления. А самое главное – они смогут от души порезвиться, разгадывая непростые технические загадки. На иные и всякий взрослый даст правильный ответ!

2. По следам прошлого

Эта экскурсия – введение в историческую науку, знакомство с ее предметом и методами. Зачем человеку знать прошлое? С какими источниками работают историки, чтобы понять, как жили наши предки? Какие артефакты помогли человечеству сохранить память об исторических событиях, великих людях и быте разных эпох? Познакомившись с предметами из вещественного, изобразительного фонда и фонда письменных источников, ребята получат ответы на эти и другие вопросы.

3. Праздник автомобиля

Гости Открытых фондов узнают, как самоходная карета превращалась в современный автомобиль, как создавались сегодняшние раритеты – легендарные автомобили. Кроме того, речь пойдет и о чрезвычайно важном – правилах безопасности на дорогах. А в самом конце – опять же загадки и конкурсы, будем искать самые остроумные и точные решения непростых проблем.

4. Как учились в старину?

Детей познакомят с историей создания и совершенствования приспособлений для счёта и письма – на примере старинных предметов из собрания Политехнического музея. Они узнают, какими были первые представления о числе и что изображали на скалах наши предки. Ну а самое интересное – экскурсантов ждет настоящий урок письма и счета по старинке!

5. Измеряем все на свете

Посетители экскурсии узнают, как зарождалась система измерений, что и чем измеряли люди в древние времена и как с развитием цивилизации совершенствовались измерительные приборы. Разумеется, разобраться в этой теме помогут музейные предметы!

6. Часы всех времён: от солнечных до электронных

Как работает механизм, позволяющий нам не теряться во времени? Об этом пойдет речь на экскурсии, связанной с коллекцией часов Политеха, – а это богатейшее собрание! Часы, предмет любого интерьера и распространенный аксессуар, привычны нам с детства. Но ведь у каждых часов есть собственная – порой загадочная и романтическая – история.

7. Первые в космосе

Все, что нужно знать сегодня о космосе: как начиналось его освоение, чем был оснащен первый искусственный спутник Земли, какие клички были у Белки и Стрелки до полета, как получилась первая искусственная планета, названная Мечтой, и в какой кабине вернулся на Землю первый человек, побывавший в космосе?

8. Почти все про воду

Вода – одно из главных богатств человечества на нашей планете. Во время занимательных опытов и научных экспериментов ребята заново откроют удивительные свойства воды; узнают о том, какие у воды бывают агрегатные состояния, обсудят ее роль в жизни человека, вспомнят о круговороте воды в природе из школьного курса «Окружающий мир» и увидят, как вода помогает людям добывать электричество. Мы расскажем ребятам интересные факты о применении воды в технике и быту: познакомим с коллекцией самоваров, разберемся для чего нужна была линза с водой в первых телевизорах.

9. От кареты до ракеты (4–8 класс)

Путешествие в историю транспортной техники: от ветромобилей, карет и автомобилей с паровым и бензиновым двигателями до первых ракет-носителей, позволивших человеку освоить космическое пространство.

В конце экскурсии наши посетители попробуют найти ответы на задания из игрового путеводителя, самостоятельно изучая и рассматривая уникальные предметы из фондового собрания Политехнического музея.

10. От сливовой косточки до считающих колес (3–5 класс)

Экскурсия будет полезна не только школьникам 3–5 классов, но и учащимся педагогических колледжей.

Речь пойдет о том, каким образом наши предки считали, что такое абак, как измерить кривую линию, почему на счетах считают косточками и как появилось выражения «зарубить на носу». Наши гости узнают, что творили в области вычислительной техники не только великие ученые, математики, инженеры, но и музыкант.

Хранители Открытых фондов покажут экскурсантам измерительные приборы, инструменты, вычислительные машины. Каждый сможет самостоятельно попробовать самые разные вычислительные устройства в деле и ответить на вопросы викторины.

6–11 классы

Предметы: химия, физика, информатика

11. От абака до компьютера (6–11 классы)

Экскурсия – знакомство с большими электронными вычислительными машинами, счетными колесами, перфорационной и другой техникой для вычислений. Наши гости увидят уникальные экспонаты – ЭВМ «Урал-1», БЭСМ-6, статистическую машину Г. Холлерита и первые персональные компьютеры.

12. Роль механизмов в жизни человека (6–9 классы)

Что представляют собой простые механизмы? Почему они так называются? Какую роль в жизни человека играли и играют клин, рычаг, блок, наклонная плоскость, ворот и винт? Об этом слушатели узнают на примере различных музейных предметов, а также познакомятся с принципами действия простых механизмов – с точки зрения законов физики.

13. Наука о точности или все об измерениях (7 класс)

Для чего нужны весы, линейки, термометры и флюгеры? Самые разные измерительные приборы – от загадочной пурки до труднопроизносимого анеморумбографа – представлены в коллекции Политехнического музея, и с ними гости Открытых фондов познакомятся лично!

14. Химия без формул (8 класс)

Химия не всем в школе дается – к сожалению! Экскурсия поможет понять, насколько это важная для современного мира и интересная наука. Экскурсанты узнают о химическом производстве, его настоящем и будущем, об истории химии в России; поговорим о комплексной переработке сырья, создании малоотходных технологий, решении экологических проблем и даже о химии в нашем доме.

15. Техника лабораторного эксперимента в химии (8 класс)

И продолжение! В центре внимания на этот раз – химический эксперимент и его значение, лабораторное оборудование для исследования веществ, нагревательные устройства и приспособления для получения и хранения газов, оборудование для перегонки, лабораторные приборы и устройства измерения массы.

16. Поведение светового луча. Элементы геометрической оптики (8 класс)

Отражается от зеркала, преломляется в линзе, прямолинейно распространяется в однородной среде – так ведёт себя световой луч. На занятии будем ставить опыты со световыми лучами: наблюдать их поведение в зеркалах и линзах разной формы, вычислять фокусное расстояние линзы и её увеличение. Познакомимся с оптическими приборами: микроскопами и зрительными трубами из музейных коллекций.

17. Да будет свет! (8 класс)

Узнаем, как совершенствовались осветительные приборы в России – от примитивных лучинных светцов до современных электрических светильников. В чем отличия лампы накаливания Лодыгина (1874) от «свечи Яблочкова» (1876) и «холодного» света от «тёплого»?

18. Тепловые явления в технике (8–10 классы)

Чем хороши и чем плохи тепловые двигатели? Слушатели узнают об истории создания и принципе работы двигателей, рабочим телом в которых является пар, на примере демонстрации моделей паровых машин и паровых турбин.

19. Из истории электричества (8–11 классы)

Как человек познавал электричество – пройдем от наивных философских размышлений о природе электрических явлений до практического воплощения электромагнетизма. Если брать шире, тема экскурсии – «человек и энергия». Как применения электроэнергии повлияло на образ жизни и общий уровень технического прогресса?

20. Прикладная оптика (9–11 классы)

Это обзорная экскурсия по оптическим приборам. Наши гости узнают об основах конструирования оптических приборов, рисовальных аппаратов, микроскопов, фотоаппаратов и проекционных аппаратов.

21. От сливовой косточки до считающих колес (6–7 класс)

Экскурсия будет полезна не только школьникам 6–7 классов, но и учащимся педагогических колледжей.

Речь пойдет о том, каким образом наши предки считали, что такое абак, как измерить кривую линию, почему на счетах считают косточками и как появилось выражения «зарубить на носу». Наши гости узнают, что творили в области вычислительной техники не только великие ученые, математики, инженеры, но и музыкант.

Хранители Открытых фондов покажут экскурсантам измерительные приборы, инструменты, вычислительные машины. Каждый сможет самостоятельно попробовать самые разные вычислительные устройства в деле и ответить на вопросы викторины.

22. Кинематограф – техника и искусство (6–11 класс)

Экскурсия посвящена истории возникновения самого массового вида искусства — кинематографа. Вы узнаете, как создавались первые киноаппараты и для чего предназначен скачковый механизм. На примере различных киносъемочных и кинопроекционных аппаратов из коллекции Политехнического музея вы сможете проследить историю развития техники профессионального кинематографа.