• «Восток» как семья

    1
  • Старший брат КП–1

    2
  • Человек в космосе!

    3
  • Два отсека для одного

    4
  • «Восток», «Восход» и другие

    5

Онлайн-выставка. Пилотируемый корабль «Восток»

1. «Восток» как семья

Название «Восток» носила вся серия советских кораблей, которые создавались для первых пилотируемых полетов в космос. Официально работы над ними начались 22 мая 1959 г., с выходом секретного постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР. Однако к тому времени чертежи корпуса уже были переданы на Опытный завод — и началось производство для наземной отработки компонентов будущего корабля.

В апреле 1960 г. генеральный конструктор ОКБ–1 Сергей Королев утвердил эскизные проекты экспериментального корабля–спутника «Восток–1», разведывательного «Восток–2» и «Восток–3», предназначенного для пилотируемых полетов. В создании корабля принимали участие 123 организации, в том числе 36 заводов, и 15 мая первый «Восток–1» (КП–1) стартовал с полигона Заря — будущего космодрома Байконур.

Ведущим конструктором серии КК «Восток» выступил Олег Ивановский, один из создателей первых спутников

2. Старший брат КП–1

Экспериментальный «Восток–1» (КП–1) провел на орбите не полтора часа, как гагаринский корабль, а больше двух лет. Из–за неисправности в системе ориентации при входе в атмосферу тормозной импульс сработал в обратном направлении, подняв корабль на высокую эллиптическую орбиту с апогеем больше 600 км, где он и оставался в общей сложности 28 месяцев и 5 дней.

Лишь в начале сентября 1962 г. КП–1 снова вошел в атмосферу, причем некоторые его обломки упали прямо на главную улицу американского городка в штате Висконсин. Никто не пострадал, да и в остальном испытания прошли с завидным успехом. Однако этот инцидент заставил конструкторов задуматься над тем, как лучше защитить будущего первого космонавта, и внести доработки во многие системы корабля.

Пусковая площадка №1, с которой стартовали первые «Востоки», используется до сих пор

3. Человек в космосе!

За полетом КП–1 в 1960 и 1961 гг. последовала целая серия стартов, не все из которых прошли гладко. Однако два запуска беспилотных кораблей «Восток–3» — с манекеном–имитатором человека, с собаками Звездочкой и Чернушкой, с морскими свинками и мышами — оказались удачными, и решение о проведении первого в мире пилотируемого полета было принято.

12 апреля 1961 года в 9:06:59 стартовал первый космический корабль «Восток–3А» с человеком на борту. За 108 минут полета летчик-космонавт Юрий Гагарин сделал один виток вокруг Земли и — небольшой сбой произошел в системе управления двигателями третьей ступени ракеты–носителя — совершил посадку почти в 3000 км от намеченной точки, близ деревни Смеловки в Саратовской области.

Первый полет проходил в автоматическом режиме, космонавт не вмешивался в управление корабля, для страховки был предусмотрен переход в ручной режим

4. Два отсека для одного

Корабли «Восток» состояли из двух частей — 2,4–метрового приборного отсека в форме конуса и 2,3–метровой герметичной сферы, которая выполняла роль орбитального модуля и спускаемого аппарата. Вместе с последней ступенью ракеты–носителя вес корабля составлял больше 6 тонн — именно в такой комбинации «Восток» выходил на орбиту, и именно ее модель можно увидеть в экспозиции Политехнического музея.

Два отсека «Востока–3А» соединялись друг с другом металлическими лентами. Перед входом в атмосферу они перерезались пиротехническими замками, и в плотные слои спускаемый отсек входил уже отдельно от приборного. Впрочем, окончательную посадку Гагарин совершил «вручную», на парашюте, катапультировавшись на высоте 7 км.

Макет космического корабля «Восток» с третьей ступенью носителя «Восток»

5. «Восток», «Восход» и другие

На следующем «Востоке» в космос отправился второй космонавт Земли, Герман Титов, а двумя годами позже, уже на усовершенствованном «Востоке–6», совершила полет первая женщина–космонавт Валентина Терешкова. На борту этих кораблей состоялся и первый в мире суточный полет, и первые групповые полеты двух кораблей. Их пилотами были легендарные члены первого отряда космонавтов — Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский.

Модификации базовой конструкции «Востоков» продолжали использоваться и дальше, найдя применение в советских и российских спутниках, предназначенных для военной разведки и картографии, изучения земных ресурсов и биологических исследований. Бесчисленные решения, отработанные на них, легли в основу пилотируемых космических кораблей следующего поколения — «Восход» — а через них дошли и до современных «Союзов».

Между 1960 и 1963 гг. корабли «Восток» совершили 10 полетов, два из которых закончились авариями — но все пилотируемые старты прошли успешно