• С чего все начиналось

    1
  • 300 триумфальных дней

    2
  • Незаменимых колес нет

    3
  • Антенны и отражения

    4
  • Коля, Игорь и другие кратеры

    5

Онлайн-выставка. Самоходный аппарат «Луноход-1»

1. С чего все начиналось

Запустив первый искусственный спутник Земли в 1957 г. и отправив в 1961 г. первого человека в космос, более десятилетия СССР оставался лидером в освоении внеземного пространства. Однако в 1969 г. полеты американских астронавтов к Луне вывели США на первое место в неофициальной «космической гонке» супердержав. От Советского Союза требовался ответный шаг — и он не заставил себя ждать.

10 ноября 1970 г. автоматическая межпланетная станция «Луна-17» доставила в район лунного Моря Дождей самоходный аппарат «Луноход-1». С Земли, из Центра дальней космической связи луноходом посменно управляли экипажи, включавшие командира, водителя, штурмана, оператора и бортинженера. Мы еще узнаем их имена.

В честь успешной миссии в СССР была выпущена серия марок

2. 300 триумфальных дней

«Луноход-1» был передвижной лабораторией. Герметичный блок с основными научными инструментами монтировался на платформе, закрепленной на восьмиколесном шасси. Впереди размещались телекамеры, с которых передавалась информация о состоянии лунной поверхности, чтобы операторы, управляющие аппаратом с Земли, могли своевременно обходить препятствия.

Аппарат проработал на Луне почти год, с 17 ноября 1970 г. по 4 октября 1971–го, преодолев примерно 10,5 км. Было получено и передано на Землю более 211 панорам и около 25 тыс. снимков лунной поверхности. В 25 отдельных точках передвижная лаборатория провела химический анализ грунта. Но главное — «Луноход–1» стал грандиозным триумфом научной и инженерной мысли. Чтобы убедиться в этом, достаточно узнать, как продумана была каждая его деталь.

Масса планетохода — 756 кг, длина (с открытой солнечной батареей) — 4,42 м

3. Незаменимых колес нет

Колеса «Лунохода–1» имели по три титановых обода, покрытых сеткой из нержавеющей стали и соединенных грунтозацепами. Они не соединялись друг с другом: расчет состоял в том, что если одно колесо попадет в яму или наткнется на непреодолимое препятствие, аппарат сможет его отбросить, как ящерица хвост, зажатый в зубах хищника, — а сам продолжит движение на оставшихся колесах. Впрочем, эта способность луноходу так и не пригодилась.

Каждое колесо имело свой собственный автономный электродвигатель, энергию для которого вырабатывали бортовые источники — полониевый радиоизотопный тепловой генератор и солнечная батарея на внутренней стороне крышки лунохода. Разворачиваясь, крышка одновременно открывала радиатор, необходимый для охлаждения приборов в герметичном контейнере.

4. Антенны и отражения

На корпусе «Лунохода–1» имелся целый комплект антенн для связи с Землей, включая пять малонаправленных (одну дециметрового дипазона и четыре штыревые, метрового) и одну остронаправленную, за наведение которой в составе экипажа отвечал специальный оператор.

Помимо антенн, на корпусе аппарата располагался уголковый отражатель — несложный инструмент, позволивший уточнить расстояние до Луны. Посылая на него с Земли лазерный луч и ловя отражение, ученые провели около 20 измерений, причем последнее из них удалось сделать уже в 2010 г., после 38–летнего перерыва!

5. Коля, Игорь и другие кратеры

«Луноход-1» помог получить новые данные о форме и строении Луны, о ее топографии и свойствах лунного грунта, о рентгеновском космическом излучении и радиационной обстановке на всей трассе перелета, а также в окололунном пространстве и на поверхности спутника. А 8 марта 1971 г., поздравляя всех женщин мира, прямо в лунном грунте аппарат вычертил своей колеей восьмерку.

В 2012 г. небольшие кратеры, расположенные вдоль его трассы, получили официальные названия в честь командиров, водителей, штурманов, операторов и бортинженеров, управлявших «Луноходом–1» с Земли: Альберт, Боря, Вася, Валера, Витя, Гена, Игорь, Коля, Костя, Леонид, Николя и Слава.

«Луноход–1» остается на Луне и сейчас

Материалы по теме: «Четыре штучки лунохода. "А это что такое?!" — самые интересные детали «Лунохода–1»