• Автомобиль «Руссо-Балт»

    1
  • Автомобиль легковой «Stoewer» (Штевер)

    2
  • Макет конструкторский автомобиля легкового «Selena» (Селена) с кузовом вагонной компоновки

    3

Онлайн-выставка. Уникальные автомобили из коллекции Политехнического музея

1. Автомобиль «Руссо-Балт»

Автомобиль «Руссо-Балт» К12/20 выпуска 1911 года из коллекции Политехнического музея — единственный сохранившийся до наших дней подлинный легковой автомобиль данной марки. В Российской империи машины «Руссо-Балт» выпускали с применением передовых технологий. В частности, на автомобиле модели К12/20 впервые в нашей стране был установлен двигатель, все цилиндры которого отлиты в одном блоке. Автомобиль развивал скорость 60 км/ч. Модель «К12/20» была самой дешевой среди машин Русско-Балтийского вагонного завода, и ее часто покупали для личного пользования. На «К12/20» с кузовами ландоле ездили: известный поэт, великий князь Константин Константинович, отставной премьер-министр граф Сергей Витте, князь Борис Голицын, промышленник Эммануил Нобель. Автомобиль, ныне хранящийся в Политехническом музее, первоначально обнаружили в городе Кимры Калининской области (сегодня – Тверская область). В 1965 году впервые была получена официальная информация об этой машине от начальника ГАИ города Калинина (ныне г.Тверь). Механик по паровым котлам Александр Алексеевич Орлов купил автомобиль в 1929 году и ездил на нем почти 13 лет, пока машина не сломалась в связи с тем, что хозяин забыл слить на зиму воду из системы охлаждения двигателя. В 1966 году «Руссо-Балт» приобрела Киностудия имени Горького и в том же году он был выкуплен у киностудии Политехническим музеем. К 50-летию Великой Октябрьской революции по указанию Министерства автомобильной промышленности СССР была проведена реставрация машины в НАМИ (Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт) и вскоре он занял свое место в экспозиции.

2. Автомобиль легковой «Stoewer» (Штевер)

Stoewer (Штевер) — автомобильная компания, основанная братьями Эмилем и Бернхардом Штевер (Emil и Bernhard Stoewer) в 1899 году, под названием Gebrüder Stoewer в г. Штеттин, Германия. В 1916 году компания была преобразована в акционерное общество Stoewer — Werke AG.
В середине 20-годов прошлого века производились автомобили с 4 — и 6-цилиндровыми двигателями, а в 1928 году появился 8-цилиндровый двигатель. В 1931 году компания одной из первых в мире построила автомобиль с приводом на передние колеса. В 1936 году компания разработала первый внедорожник с универсальным приводом на все четыре колеса автомобиля. За время Второй Мировой войны фирмой было выпущено около 13 000 внедорожников. После войны, в 1945 году, завод был демонтирован и вывезен в Советский союз. Вместе с заводским оборудованием в СССР был доставлен и первый образец продукции компании.
Хранящийся в Политехническом музее первый автомобиль Штевер, выпускался с 1899 по 1901 г. Особенность конструкции: заднее расположение двигателя, цепная передача к ведущим колесам, сплошные резиновые шины. Двигатель: число цилинров — 2, рабочий объем — 2100 куб. см, мощность — 6,5 л.с. Число передач — 3. Расстояние между осями — 1595 мм. Масса — 700 кг. Скорость — 17 км/ч. Кузов — четырехместный. Конструктор – Эмиль Штевер. Количество изготовленных машин неизвестно.
На сегодня это единственный в мире сохранившийся экземпляр первого автомобиля данной марки.

3. Макет конструкторский автомобиля легкового «Selena» (Селена) с кузовом вагонной компоновки

В 1959 году на свет появляется детище знаменитой итальянской компании Ghia — великолепная Selene («Селена»). Руководил работой лично легендарный итальянский дизайнер Луиджи Сегре.
Селена представляет из себя концепт-кар вагонной компоновки с задним расположением двигателя. В то же самое время работы над созданием похожих автомобилей велись и в СССР группой инженеров и дизайнеров из института НАМИ под руководством профессора Юрия Ароновича Долматовского – родного брата поэта-песенника Евгения Долматовского.
В 1962 году «Селена» приехала в Москву в рамках проходившей в парке Сокольники Итальянской промышленной выставки. Автомобиль демонстрировался на выставочной площадке концерна FIAT. На этом стенде и состоялась знаменитая очная встреча дизайнеров Ghia с советскими конструкторами. Еще незадолго до открытия выставки Ю.А. Долматовский получил от Луиджи Сегре письмо, в котором тот сообщал о желании подарить «Селену» своим советским коллегам. 28 мая 1962 года в день открытия выставки ее посетил Н.С. Хрущев. Ему, в частности, был показан макет автомобиля Selene. В последний же день работы экспозиции итальянская делегация, как и планировалось, оставила макет Selene в Москве, приложив к нему мемориальную табличку с текстом:
«Макет автомобиля Selene разработан и изготовлен художественно-конструкторской организацией Ghia (Турин, Италия). Подарен в 1962 году конструкторам советских экспериментальных легковых автомобилей вагонного типа в знак единства технических идей и дружбы».
В дальнейшем первый и единственный в мире концепт-кар «Селена» поменял нескольких владельцев, пока не был передан в коллекцию Политехнического музея.