• Мощный, пассажирский

    1
  • Иосиф, потомок Феликса

    2
  • На производстве

    3
  • Призовой дизайн

    4
  • Долгая служба, почетная пенсия

    5

Онлайн-выставка. Паровоз типа 1−4−2 серии ИС

1. Мощный, пассажирский

В начале 1930-х гг. в СССР быстро увеличивался спрос на пассажирские железнодорожные перевозки, требуя резко повысить скорость и вместительность пассажирских поездов. Поэтому еще на этапе проектирования нового грузового локомотива типа 1–5–1 было решено использовать его цилиндры и котел для создания пассажирского паровоза повышенной мощности.

Рассмотрев различные варианты осевых формул, подходящих для этой цели, разработчики Центрального локомотивопроектного бюро (ЦЛПБ) остановились на варианте 1–4–2, с четырьмя движущими осями, одной бегунковой впереди и двумя поддерживающими — в задней части локомотива. Это был первый в мире пассажирский паровоз с формулой 1–4–2, и на тот момент — самый мощный в Европе.

Иллюстрация: Длина локомотива 16,4 м, рабочая масса 133 — 136 т, нагрузка движущих осей на рельсы 20,2 — 20,5 т, мощность 2500 — 3200 л.с., конструкционная скорость 115 км/ч.

Материалы по теме: «Русская "Прери". Как читать осевую формулу паровоза»

2. Иосиф, потомок Феликса

При проектировании были использованы самые передовые технологии, применявшиеся тогда в паровозостроении. От грузового предшественника, который к тому времени уже пошел в производство и получил наименование ФД — «Феликс Дзержинский» — были заимствованы не только котел и цилиндры, но и оси, буксы, рессорная схема и ряд других деталей.

В 1932 г. рабочие чертежи нового паровоза были переданы из ЦЛПБ на Коломенский завод, который при участии Ижорского завода выпустил первый пассажирский паровоз типа 1−4−2. По решению, за которое проголосовали рабочие завода, серии была названа ИС — «Иосиф Сталин». Полное обозначение — ИС20, где число соответствует нагрузке движущей колесной пары на рельсы.

Иллюстрация: Первый паровоз серии ИС

3. На производстве

В 1934 г. 17-й съезд ВКП(б) принимает решение о том, что в следующие пять лет ИС20 должны стать главной «рабочей лошадкой» пассажирских железнодорожных перевозок. Выпуск новых паровозов передали Ворошиловградскому паровозостроительному заводу, который имел достаточные производственные мощности и уже выпускал грузовые локомотивы серии ФД.

К 1937 г. в Ворошиловграде (нынешний Луганск) было налажено крупносерийное производство паровозов ИС20 и выпущены первые 105 единиц. Производство это было закрыто лишь во время войны, и за десятилетие с заводских конвейеров сошло больше 600 ИС, так и оставшихся самыми мощными пассажирскими паровозами за всю историю СССР.

4. Призовой дизайн

Все годы производства паровозы ИС совершенствовались. Спицевые колеса заменились дисковыми, паровые котлы стали цельносварными. На смену серии ИС20 пришли утяжеленные ИС21, а в 1937 г. был испытан экспериментальный ИС20−16 с обтекаемым кожухом. Проверки подтвердили значительное снижение сопротивления воздуха, благодаря чему ИС20−16 сумел разогнаться до 155 км/ч, намного превысив конструкционную скорость серии ИС.

В том же году один из паровозов ИС был представлен на Всемирной выставке в Париже и удостоился Гран-при. Они действительно были красивы: «Машина ИС (…) одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления, я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне», — писал об этих паровозах Андрей Платонов.

ИС20–16 с обтекаемым кожухом

5. Долгая служба, почетная пенсия

Последний паровоз серии ИС был достроен в 1942 г., уже на Улан-Удинском паровозоремонтном заводе. Однако их эксплуатация продолжалась вплоть до начала 1970–х, пока ИС окончательно не вытеснили более совершенные пассажирские паровозы, которые были способны «выдавать» ту же мощность при меньшей нагрузке на рельсы и более экономном расходе топлива.

Хотя в СССР было выпущено больше 630 ИС20 и 11 паровозов ИС21, целиком до наших дней дошел лишь один из них, установленный как памятник в железнодорожном депо в Киеве. На станции Брянск–2 можно увидеть переднюю часть ИС, а в московском Политехническом музее хранится его уменьшенная модель.

Изображение паровоза ИС стало основным элементом нагрудного знака «Почетному железнодорожнику»