• Машина пишущая "JANALIF" («Яналиф»)

    1
  • Машина пишущая "BASQORTOSTAN" («Башкортостан»)

    2
  • Машина пишущая «Ленинград»

    3
  • Машина пишущая «Москва»

    4

Онлайн-выставка. Первые пишущие машины советского производства

1. Машина пишущая "JANALIF" («Яналиф»)

В металлическом корпусе, окрашенном в черный цвет. Дополнительная клавиша обратного хода и переключения регистра (подъем вала). Печатающий механизм рычажной системы Ф. Вагнера (F. Vagner), количество печатающих знаков – 88, алфавит русский, длина бумагоопорного вала – 450 мм.

Конструкция машины была разработана в 1929 году механиками казанской мастерской по ремонту пишущих машин. На базе этой мастерской в Казани в 1931 г. был создан первый в СССР завод пишущих машин. Первые машины выпускались с русскими и новотюрским латинизированным алфавитом (YAN –новый, ALIF – алфавит), который был введен в 1926 — 1929 гг. для 44 народностей СССР и сыграл огромную роль в ликвидации неграмотности.

СССР, г. Казань, государственный завод пишущих машинок, 1933 г.

Надписи: на щитке для бумаги голубой и бронзовой красками: "Janalif"; на передней панели — заводские марки.
Материалы: металл
Размеры габаритные: 680×310×250 мм (без футляра)
Масса: 16,5кг

2. Машина пишущая "BASQORTOSTAN" («Башкортостан»)

Имеет рычажный печатающий механизм из 3-х подвижных звеньев, ленточный механизм, механизм обратного хода, переключение регистра подъемом вала. В черном металлическом корпусе. Печатающий механизм рычажной системы Ф. Вагнера (F. Vagner), количество печатающих знаков – 84, алфавит русский, длина бумагоопорного вала – 490 мм.
Это первая модель машины «Башкирия», выпускаемой на уфимском заводе с 1931 г., созданном на базе мастерской, где работали воспитанники детских домов. По конструкции эта модель была аналогом немецкой машины "Underwood".

СССР, Уфа, Завод пишущих машин, 1940 г.

Надписи: на щитке для бумаги бронзовой краской: "Basgorbostan"; на лицевой панели: "BASSR. MASINVLAR ZAVOD…DASTAEVSKI 51 TEL.84−89".
Материалы: металл, дерево
Размеры габаритные: 800×395×280 мм
Масса: 13,5 кг

3. Машина пишущая «Ленинград»

Корпус металлический черного цвета. Печатающий механизм рычажной системы Ф. Вагнера (F. Vagner), перевод регистра подъема вала и механизм перемены цвета ленты, количество печатающих знаков – 90, алфавит русский, длина бумагоопорного вала – 450 мм.
Машина выпускалась с 1932 г. на первом заводе, специально спроектированном и построенном в СССР для выпуска пишущих машин. Машина была самой массовой по выпуску и лучшей по эксплуатационным характеристикам среди советских машин 1930-х гг.

СССР, г. Ленинград, Первый государственный завод пишущих машин, 1935−1937 гг.

Надписи: На щитке для бумаги: «Ленинград»; на лицевой панели: «I-ый Государственный завод пишущих машин г. Ленинград».
Материалы: металл, резина
Размеры: 680×335×240 мм.
Вес: 17,5 кг.

4. Машина пишущая «Москва»

Корпус прямоугольной формы металлический окрашен в черный цвет. Печатающий механизм — рычажный, длина вала — 240 мм, ширина ленты — 13 мм, алфавит — русский, количество печатных знаков — 84, два регистра, клавиатура четырехрядная, клавиши черного цвета с целлулоидным покрытием и металлическим ободком
Разработка первой советской малогабаритной машины «Москва» на основе зарубежных аналогов началась в 1936 году в мастерских московской артели «Точность», которая производила ремонт пишущих машин, счетных приборов и кассовых аппаратов. В 1938 году был организован завод пишущих машин, на котором до июня 1941 года выпускались портативные машины «Москва» (первая и вторая модели) до 160 шт. в месяц. Производство этих машин возобновилось лишь в 1950-х годах.

СССР, г. Москва, 1940 г., Московский завод пишущих машин.

Надписи, подписи: на щитке для бумаги рельефная штампованная надпись: "Москва"
Материалы: металл, резина, целлулоид
Размеры: 310×290×120 мм
Вес: 4,5 кг.