Авиация: фантазия, в которую мало кто верил

895
0

Предположим, вы человек, далекий от кружков авиамоделирования, даже – чего доброго – аэрофоб. Стоит ли вам отправляться на выставку «Авиация. Утро новой эры. Россия, 1910–1935 годы», которую вчера в павильоне «Карелия» открыли Политехнический музей и ВДНХ? Стоит. И вот почему.

С одной стороны, выставка очень плотная по фактуре, информативная, насыщенная историями. С другой – живая, подвижная, комбинаторная, как конструктор: можно забираться на специальные желтые стремянки (их вы увидите на фото) и смотреть на модели самолетов и другие экспонаты с разных ракурсов. С третьей – она не только о самолетах, не только об авиации и даже не только о начале новой эры в истории человечества. Она о страсти к изобретательству, о фантазии, о смелости и бескомпромиссности. И еще в немалой степени – об ответственности.

«Авиация как чрезвычайно сильный инструмент в руках человека увеличивает ответственность человечества, так как она может быть использована с одинаковым успехом как для развития цивилизации и дружбы между народами, так и для всеобщего уничтожения человечества».

И. Сикорский, 1930 год

Несмотря на обильную техническую начинку, у выставки мощнейший гуманитарный посыл.

Екатерина Мочалина, начальник управления выставочных проектов исторических павильонов ВДНХ

«Эта выставка о любви, несмотря на то, что она про самолеты. Потому что если бы человек не любил и не мечтал, он ничего такого бы не смог придумать».

Иван Боганцев, заместитель генерального директора по просветительской и образовательной работе

«Я только что, благодаря этой выставке, узнал: все первые летчики были велосипедистами – это вообще одни и те же люди. И на ранних самолетах, вот здесь это видно, колеса очень похожи на велосипедные. Что символично – если о чем-то сильно мечтать, даже велосипед, хрупкая конструкция, может превратиться в большой и мощный самолет».

Сергей Рыков, куратор выставки

«Мне в моей речи нужно соединить любовь и велосипеды, которые превращаются в самолеты. Хорошая метафора. Я люблю эту выставку! И мне бы хотелось, чтобы вы с таким же чувством сегодня ушли сегодня домой – нет, вы не уходите, не уходите пока! Мы только открываемся! Но хочется, чтобы в вас родилось это чувство любви – любви к технике, к фантазии. И, кстати, выставка начинается не с самолета, а с книги – это “Робур-завоеватель” Жюля Верна. Все значимые и стоящие вещи часто зарождаются как фантазии, в которые мало кто верит».

Выставка работает в павильоне «Карелия» со 2 декабря по 27 марта 2016 года все дни, кроме понедельника, с 11:00 до 22:00.

Билеты: 250 рублей – взрослые, 100 рублей – льготные.

Приходите! А пока читайте 7 интересных фактов об авиации и авиаторах, которые можно, среди прочего, узнать на выставке.

1. Лилиенталь: люди летают – и именно как птицы

Немецкий инженер Отто Лилиенталь изучал полеты птиц и в 1880-х годах изготовил летательные аппараты, напоминающие крылья: экипированный ими человек разгонялся с горы и мог некоторое время парить в воздухе. В России идеи Лилиенталя популяризировал ученый-механик Николай Жуковский – он даже уговорил Московский университет приобрести у немецкого коллеги опытный планер «Нормаль».

2. Дирижабль Циолковского и станция метро «Маяковская»

Константин Циолковский предложил проект жесткого цельнометаллического дирижабля в 1880-х, но не получил поддержки правительства. Советские конструкторы проработали проект и доказали его реалистичность только в 1930-е годы, но строительство таких дирижаблей свернули из-за большого количества аварий. Память о нереализованном футуристическом проекте Циолковского хранят декоративные элементы станции метро «Маяковская» в Москве: металлические арки сделаны на заводе вместо шпангоутов дирижабля.

3. Самолет Можайского: то ли взлетел, то ли не взлетел

В 1882 году контр-адмирал Александр Можайский, увлекавшийся воздухоплаванием, приступил к конструированию парового аэроплана. Смог ли аппарат оторваться от земли или потерпел аварию, так и не поднявшись в воздух, по сей день остается загадкой. Государственного финансирования на продолжение разработок Можайский не получил. Но его самолет считается отправной точкой для российских летательных аппаратов тяжелее воздуха.

4. Авиаторы в Большой аудитории Политеха

В 1912 году, во время работы Международной выставки воздухоплавания, в Большой аудитории Политехнического музея открылся Второй всероссийский воздухоплавательный съезд – самый масштабный форум теоретиков и практиков авиации в России, участие в нем принимали около трех сотен инженеров, ученых, студентов.

5. Сикорский и скепсис

В те же дни на заседании комиссии по составлению проекта русского аэроплана в Московском университете студент Игорь Сикорский впервые рассказал об идее построить огромный многомоторный самолет с закрытой кабиной, будущий «Русский Витязь». Но даже прославленные эксперты считали, что Сикорского ждет провал. По общему мнению, такой большой самолет просто не смог бы взлететь, а если и смог бы, то даже легкое нарушение баланса тяги двигателей в воздухе непременно опрокинуло бы машину. Кроме того, идея застекленной кабины тоже казалась ученым сомнительной и опасной: среди первых авиаторов было распространено мнение, что летчик обязательно должен чувствовать поток воздуха лицом и телом и управлять самолетом, опираясь на это «птичье чувство».

6. Гаккель, покинувший авиацию

Гидросамолет-амфибия, первый российский морской самолет, был разработан Яковом Гаккелем в конце 1910 года. Одномоторный двухместный моноплан не имел фюзеляжа и кабины, сиденья пилота и пассажира крепились к ферме, соединявшей два длинных поплавка, напоминавших санные полозья. На поплавках были установлены колеса, и это позволяло взлетать и садиться на сушу и воду с одинаковым успехом. Из-за недоверия к «ажурной» конструкции проект был заброшен, а Гаккель ушел из авиации, о чем, как следует из его признания знаменитому летчику Водопьянову, в дальнейшем жалел.

7. Немолодой «Добролет»

Как ни странно, акционерное общество под названием «Добролет» было создано в 1923 году, согласно декрету о гражданской авиации для внутренних и международных авиаперевозок пассажиров. Первая регулярная внутренняя авиалиния открылась в июне по маршруту Москва – Нижний Новгород.