Чтобы не заржаветь, нужно просто много работать

1015
0

Политехническая библиотека представляет рубрику «Выдержанные новости. По страницам старой прессы». Со временем журнальные публикации о науке и технике не утрачивают ценности, напротив, они обретают дополнительное – историческое – измерение.

Сегодня мы решили разобрать рельсы. То есть разобраться с вопросом ржавчины на рельсах – почему они не ржавеют? Этим вопросом и сегодня задаются наши сограждане, судя по статистике поисковых запросов в поисковой же системе «Яндекс».

О ржавеющем и нержавеющем

В присутствии влаги железо и железосодержащие сплавы, такие как сталь или чугун, вступают в реакцию с атмосферным кислородом. Образуются водные оксиды и метагидроксиды железа, а металлическая конструкция разрушается. Интересно, что в чистом кислороде или в дистиллированной воде этот процесс идет очень неохотно: в естественных условиях они помогают друг другу. Особенно способствуют ржавлению соли серы и хлора, углекислый газ и другие примеси, растворенные в воде.

Пленка из окисленных соединений не может защитить весь объем железной структуры, как это происходит с алюминием. Рыхлые метагидроксиды железа отваливаются от поверхности, как отмершая кожа, позволяя ржавчине продвигаться в глубину. Окисленные продукты занимают больший объем, чем исходное железо, и могут буквально разрывать конструкцию.

Wikipedia

Ржавеет все – и даже железнодорожные рельсы, особенно те, что редко используются. Однако на оживленных путях верхняя сторона рельса сверкает так, будто ржавчина над ним вообще не властна. Это не так: достаточно взглянуть на тот же рельс сбоку, где он смотрится далеко не так блестяще. Колеса проезжающих поездов не касаются этих частей рельса, и лишь сверху полируют его до блеска, быстро удаляя появляющуюся ржавчину.

Впрочем, затруднять ржавление часто использующихся рельс могут и другие эффекты. О них как раз и писал автор заметки 1925 года, полагая, впрочем, что дает универсальное объяснение:

«Каждому, вероятно, приходилось наблюдать, что рельсы на железнодорожных путях, по которым ходит большое количество поездов, почти не ржавеют, в то время как рельсы запасных путей с малым движением ржавеют очень сильно. Для объяснения этого явления было высказано много предположений. Наиболее правильным объяснением представляется следующее. Головка рельс, главных путей, благодаря ударам и давлению колес проходящих подвижных составов, твердеет, делается более плотной и, вследствие этого, менее подверженной окисляющему воздействию воздуха (ржавчине). Отчасти это объясняется еще и тем, что некоторое количество смазочного масла стекает с колес на рельсы и охраняет его таким образом от ржавчине. Ржавчина, образующаяся на рельсах запасных путей, собирает и сохраняет сырость воздуха, которая еще больше увеличивает разрушение путей».

В Политехнической библиотеке хранится более трех с половиной миллионов экземпляров изданий на русском и иностранных языках – это одно из крупнейших собраний научной и технической литературы. Записывайтесь в библиотеку и приходите за сокровищами!