Дукс боевой

635
0

Продолжаем велосипедные хроники! В конце ХIХ века велосипед был уже достаточно легким и надежным, и идея использовать его в военных целях казалась разумной. Оставался вопрос: что делать, когда войска идут по бездорожью? Тащить на себе велосипед – потеря времени, сил и маневренности. В 1892 году капитан французской армии Анри Жерар изобрел первый складной велосипед. Складываясь, он крепился за спиной солдата – как ранец. Новая машина довольно скоро поступила на вооружение армий многих стран, в том числе и армии Российской империи.

Почти одновременно, в 1893 году, инженер и бизнесмен Юлий Меллер основывал в Москве велосипедную фабрику «Дукс» – двадцать лет спустя ее специалистам удалось усовершенствовать идею французского капитана и поколебать его монополию.

В 1916 году по заказу Главного военно-технического управления русской армии русский изобретатель Михаил Щипанов создал складной велосипед «Дукс боевой». Новая машина была лишена недостатков системы Жерара: во-первых, она обладала рамой классической формы с оптимальной развесовкой – вес пассажира и его снаряжения равномерно распределялся на колеса. Диаметр колеса увеличился и достиг 26 дюймов, что повысило проходимость велосипеда. Но главное – механизм складывания: одним движением сжимались рычаги, после чего велосипед просто складывался опором об коленку. Солдат мог сделать это за десять секунд, что спасло немало жизней. На тот момент «Дукс боевой» был лучшим складным военным велосипедом в мире.

Дукс-Боевой, Россия, 1916 г.

Самокатные войска (по сути – стрелковые войска пехоты, но на велосипедах «Дукс боевой» или «Жерар») участвовали во многих сражениях Первой мировой и Гражданской войн.

Во время революции красный самокатный отряд контролировал, в частности, Политехнический музей, который был отмечен как важный стратегический объект. Именно в честь этого отряда в московском районе Лефортово есть Самокатная улица. Велосипедные войска также принимали участие в знаменитом Брусиловском прорыве на Юго-Западном фронте.

Всего до национализации производства было изготовлено 682 экземпляра «Дукса боевого», в настоящее время известно три сохранившихся. Один из них, представленный на выставке, приехал на нее из фондов Политехнического музея. Другие два хранятся в Веломузее Андрея Мятиева, причем один из них коллекционер нашел в траншее времен Первой мировой войны.

Приходите на выставку «Изобретая велосипед»! Она открыта с 5 июня по 30 сентября

Время работы:
вторник – пятница 10:00−20:00
суббота – воскресенье 10:00−21:00
понедельник – выходной день