Экспонат: стереоскоп

419
0

Приходите в Голографический зал Политеха на ВДНХ, чтобы посмотреть коллекцию стереоскопов XIX века!

Волшебный фонарь, камера обскура, тауматроп, стереоскоп – эти и многие другие оптические игрушки появились еще задолго до появления фотографии. Сегодня большинство оптических приборов интересуют только редких любителей, историков и медиаархеологов, а фотоаппарат из устройства профессионального стал едва ли не предметом первой необходимости. Главенство фотоаппарата измеряется уже тем, что с фотографией сравнивают любые изображения, полученные иным способом.

Например, голографию называют объемной фотографией. Голография действительно представляет собой фотографический процесс в широком смысле этого слова, а техника проявления голограмм схожа с процессом проявления обычной фотографии. Однако основной эффект голограммы – полная иллюзия реальности – уводит ее генеалогию от фотоаппарата к другому устройству под названием стереоскоп.

С технической точки зрения между способами получения объемного изображения в стереоскопе и голографической установке ничего общего нет. Принцип действия стереоскопа строится на особенностях зрительного процесса человека – стереоскоп и появился в результате изучения особенностей бинокулярного зрения человека в конце 1820-х годов.

В голографии объемное изображение получают принципиально иным способом: на пластинке фиксируются отраженные предметом световые волны, благодаря чему мы видим не только то, как распределена освещенность объекта, но получаем всю информацию о его форме.

Техники разные, результат – один. Чтобы почувствовать схожесть нашего восприятия голограмм с эффектом стереоскопа в XIX веке приведем цитату Гельмгольца 1850 года из книги Джонатана Крэри «Техники наблюдателя»:

«…эти стереоскопические фотографии настолько близки к природе и столь правдоподобны в отображении материальных вещей, что когда мы смотрим на такую картинку и узнаем на ней некий предмет, например дом, у нас, когда мы действительно видим этот предмет, создается впечатление, будто мы уже видели его раньше и более или менее с ним знакомы. В подобных случаях реальный облик самой вещи не добавляет ничего нового и не делает более точным (по крайней мере в том, что касается чистых формальных соотношений) предыдущее восприятие, полученное от изображения».

Режим работы экспозиции «Россия делает сама»:

Вторник – пятница – 10:00–20:00
Суббота – воскресенье – 10:00–21:00
Понедельник – выходной день.

Читайте также