Экспонат: три колеса и сила человеческих мускулов

145
0

Политех отмечает 280 лет со дня рождения Ивана Петровича Кулибина (1735–1818), изобретателя и механика-самоучки. Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской академии наук, усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов, разработал проект и построил модель одноарочного деревянного моста через Неву пролетом 298 м.

А мы ищем кулибиных (имя нарицательное) XXI века, готовых представить безумные идеи на площадке «Самодел» фестиваля «Политех».

Кулибин создал «зеркальный фонарь» (прототип прожектора), семафорный телеграф, машину для добычи соли, сеялки, мельничные машины, ножной протез, устройство, ставшее прототипом лифта, а также механическую повозку-самокатку – предтечу современного велосипеда и легкового автомобиля. Сконструировал и изготовил несколько сложных и оригинальных часов: «часы яичной фигуры» (для императрицы Екатерины II) – миниатюрные часы с музыкальным устройством и театром-автоматом, «планетные» карманные часы, которые кроме часов, минут и секунд показывали месяцы, дни недели, времена года, фазы Луны; отреставрировал часы «Павлин» в Эрмитаже.

В коллекции часов Политехнического музея есть несколько экспонатов, связанных с именем изобретателя. Это баланс «планетных» карманных часов И.П. Кулибина (макет). Баланс Кулибина позволял получить большую точность при колебаниях температуры, потому что был монометаллическим, неразрезным, более обтекаемым и более устойчивым.

Еще в собрании есть простые настенные часы с маятником и двумя гирями, типичными для бытовых часов XVIII века. На часах надпись: «Ivan Kulibin Nizni Novgorod». Музей приобрел их в 1952 году. Предположительно это последние часы, которые находились в доме И.П. Кулибина и были проданы его женой – чтобы добыть деньги на похороны знаменитого мастера.

«Самокатка И.П. Кулибина», выполненная в масштабе 1:5, еще один предмет из коллекции Политеха. Она демонстрирует, как выглядел трехколесный экипаж, приводимый в движение мускульной силой человека. Это интересное свидетельство, документирующее ранний этап в истории автомобиля, поиск автономного двигателя и создание первых самоходных экипажей, для которых использовали природные источники механической энергии.

Создание самокатки – значительный технический шаг.