Онлайн-выставка. Электромеханический орган Hammond A-100

208
0

Онлайн-выставка – уникальная возможность не выходя из дома посетить Политехнический музей и познакомиться с экспонатами из наших коллекций. Вы сможете узнать больше о заинтересовавших вас экспонатах на выставках Политехнического музея или в наших Открытых фондах.

Легендарный электроорган Hammond – недавнее приобретение в коллекции Политехнического музея. Классическая модель Hammond А-100, выставленная сейчас в Открытых фондах Политеха, выпущена в 60-х годах прошлого века – как раз в то время, когда инструмент, созданный еще в 1934 г. Лоуренсом Хаммондом с целью имитации звуков церковного органа, обрел вторую жизнь в блюзовых и психоделических рок-группах «детей цветов» США и Великобритании.

Hammond A-100

Орган Hammond звучит на бессчетном количестве хитов 60-х и 70-х годов прошлого века: достаточно вспомнить «Smoke on the Water» и «Child in Time» Deep Purple, «July Morning» Uriah Heep, «A Whiter Shade of Pale» Procol Harum или «No Woman, No Cry» Боба Марли. На органах Hammond регулярно играли такие виртуозы как Рэй Манзарек (The Doors), Рик Уэйкман (Yes), Кит Эмерсон (Emerson, Lake & Palmer), Ричард Райт (Pink Floyd) и др. Правда, профессиональные музыканты чаще предпочитали более дорогие модели B-3 или С-3 в сочетании с динамиками Leslie, создающими неповторимое «подводное» звучание инструмента. Отличие между моделями в том, что В-3 и С-3 были рассчитаны на использование с внешней концертной акустикой, а модель А-100 задумывалась как законченная, самодостаточная, «закрытая» конструкция в комплекте с Leslie, не требующая никаких дополнительных устройств.

История создания

Электромеханический орган Hammond, как это часто бывает с новыми музыкальными инструментами, при рождении получил имя своего создателя – инженера и изобретателя Лоуренса Хаммонда.

Лоуренс Хаммонд

Будущий создатель легендарного органа родился 11 января 1895 года в Эванстоне, штат Иллинойс. Еще в детстве Лоуренс проявил особенный интерес к механике и изобретательству: например, в возрасте 14 лет придумал систему автоматической трансмиссии для автомобилей, которую даже предложил для производства заводу Renault. Закончив факультет механики Корнелльского университета в 1916 году, в начале 1920-х Хаммонд изобрел собственный вариант бесшумного часового механизма, благодаря которому и смог начать собственный бизнес. Компания «Hammond Clock Company», основанная Хаммондом в 1928 году, поначалу была занята исключительно производством часов собственных моделей. В их числе и знаменитая модель, механизм которой синхронизовался с частотой сети переменного тока. К началу 30-х гг. ХХ века оригинальных моделей часов Hammond насчитывалось уже более ста видов. Однако Великая депрессия и отзыв выданного ранее по ошибке патента на изобретение вынудили Хаммонда искать новые пути для спасения своего бизнеса. Среди его изобретений «кризисного» периода – первые в мире 3D-очки и 3D-проектор (увы, слишком дорогие для производителей тех лет) и электромеханическое устройство для автоматической раздачи карт, до поры до времени позволявшее Hammond Clock Company держаться на плаву.

В 1933 году Лоуренс Хаммонд заинтересовался новыми разработками музыкальных инструментов и стал размышлять над коммерческой перспективой инструмента, который смог бы заменить массивный и дорогостоящий церковный орган. Он купил в целях эксперимента за 15 долларов изрядно потрепанное фортепиано и разобрал его на составные части.

Принцип работы

Принцип работы фонического колеса прост: маленькое колесо с зубцами по краям вращается напротив электромагнита. Возникающий благодаря вращению ток подается на усилитель и динамики, где преобразуется в звук. Частота звука зависит от количества «зубцов» на колесе и скорости его вращения, а громкость сигнала – от физических размеров генератора.

Облегченный тоновый генератор, сделанный в голландском филиале Hammond Company Fatbassben

Выходное напряжение зависит от частоты вращения колеса, расстояния между зубцами и стержнем магнита и количества витков катушки на магните. Для выравнивания уровней сигнала генераторов можно передвигать стержень магнита относительно катушки.

Первый инструмент, в основу которого был положен принцип фонического колеса, был создан американским инженером Т. Кэхиллом еще в начале ХХ века и получил имя «телармониум» (Telharmonium) (кстати, в своей патентной заявке Кэхилл использовал слово «синтезирование», что сделало его телармониум первым в мире синтезатором).

Телармониум

Сигнал в телармониуме создавался при помощи динамо-машин, а затем воспроизводился через большой рупор, либо передавался по телефонной сети абонентам по подписке. Кэхилл смог построить лишь три экземпляра своей машины: популярности инструмента помешали высокий уровень производимого вращающимися деталями шума, низкое качество звука, высокая стоимость и, прежде всего, гигантские размеры инструмента. Кроме того, серьезной проблемой стали помехи, которые работающий инструмент создавал в телефонной сети, которые в итоге привели к конфликту с телефонной компанией. Второй экземпляр телармониума, разработанный Кэхиллом в 1906 году, включал в себя 145 генератор переменного тока и 2000 электрических переключателей, весил около 200 тонн и обошелся спонсорам в 200 тысяч американских долларов. Инструмент был столь огромен, что в нем использовались одновременно три модифицированные органные клавиатуры, а играть на нем было можно только вдвоем. О серийном производстве такой громадины не могло быть и речи. В итоге, компания Кэхилла обанкротилась (в 1914 году), а до нашего времени не дожило ни записей телармониума, ни самого инструмента.

Телармониум

Другими словами, Лоуренс Хаммонд не столько изобрел что-то новое, сколько усовершенствовал старое. Но именно Хаммонд ввел в уже известную до него схему новый элемент: ламповый усилитель, благодаря которому главные недостатки предыдущих разработок попросту самоустранились.

Диски приводил во вращение общий синхронный электродвигатель через сложную систему передач, гарантировавшую жесткое соотношение генерируемых тонов (другими словами, цельность строя). Частота вращения двигателя (и, соответственно, базовые частоты тонов) как и в случае с часами задавались электросетью, а потому устройство сдвига частоты и вибрато приводились в действие отдельным электромеханическим блоком на базе устройства, известного среди пользователей «хаммонда» как «сканер». В моделях В-3, С-3 и А-100 блок сканер представляет собой вращающийся переключатель с группами неподвижных статорных и подвижных роторных контактов, сидящий на оси основного синхронного двигателя. Контакты статора соединены с разными звеньями фазосдвигающей цепи. Роторные контакты, «обегая» статорные, включают в цепь сигнала постоянно меняющееся количество фазосдвигающих ячеек. Таким образом, фаза сигнала все время меняется, что вызывает у слушателя ощущение качания частоты звука. Отдельный переключатель позволяет комбинировать порядок переключения фазосдвигающих ячеек и смешивать в разной степени прямой и вибрирующий сигналы.

Hammond A-100, вид сзади

В органе Hammond использовался т.н. аддитивный, или суммирующий принцип синтеза звука, в котором используется принцип наложения нескольких волн или тонов синусоидальной формы с различными частотами и амплитудами. По аналогии с органом эти тона называются «регистрами» и обозначаются как 16’ (тон на октаву ниже взятого), 8’ (исходный тон), 4’ (тон на октаву выше взятого) и т.д. (Цифра отражает длину трубы органа соответствующего регистра в футах). Добавление осуществлялось с помощью небольших выдвигающихся ручек-«язычков» («фейдеров») – регуляторов, с помощью которых можно подмешивать дополнительные гармоники в основные тона, формируя новые тембры.

Вид изнутри

Характерный «щелчок», который издавали органы Hammond модели B-3 при нажатии на клавиши, как и другие нюансы звучания органа, вызванные его техническими особенностями, поначалу относили к недостаткам инструмента. Однако со временем он стал восприниматься как часть фирменного звучания Hammond, сильно усложнившую впоследствии качественную имитацию хаммондовского звука чисто электронными средствами. Музыканты вполне освоились со столь своеобразно окрашенным звуком, и «недостатки» превратились в «особенности системы», ценимые поклонниками блюза и психоделик-рока. Впоследствии подобные нюансы усложнили качественную имитацию звука электромеханического Нammond чисто электронными средствами; даже выпущенные самой компанией Hammond компактные органы с электронными тон-генераторами звучат куда менее интересно. а сколь-нибудь качественные имитации начали появляться лишь с развитием мощной аппаратной базы цифрового синтеза.

***

В короткие сроки первый в мире образец электомеханического органа Hammond был завершен. В январе 1934 года Лоуренс Хаммонд подал заявку в патентное бюро, не забыв сообщить, что планирует начать массовое производство своего инструмента в Чикаго. В то время правительство Франклина Рузвельта активно продвигало политику своего «нового курса» и боролось с безработицей, а потому планы Лоуренса Хаммонда, обещавшего трудоустроить сотни людей на новом производстве, пришлись по вкусу чиновникам. В результате патент был оформлен в самые кратчайшие сроки, и уже в июне 1935 г. началось серийное производство органов Hammond. Новый инструмент в первые же три года заказали для себя 1750 церквей, а уже к концу 30-х Hammond Company выпускала по 200 электроорганов каждый месяц. В числе первых владельцев органа были Генри Форд, Франклин Рузвельт и Джордж Гершвин. К 1966 году Hammond был установлен в 50 тысячах церквей, а всего компанией Hammond Organ Company в период 1935−1985 гг. было выпущено и продано более 2 млн. инструментов.

Оригинальная реклама органа Hammond A-100