Ход велосипедом

447
1

Почти всех посетителей выставки Политеха «Изобретая велосипед» интересует необычный экспонат – старинный байк со странной изогнутой рамой, похожей на шахматного коня. Загадка его новаторской конструкции не разрешена до сих пор. Даже Андрей Мятиев, основатель Музея истории велосипеда, любезно предоставивший этот предмет для выставки, сообщает лишь обрывочные сведения – «экспериментальный дорожный велосипед, изготовленный в 1930-е всего в одном экземпляре, для получения патента, производителя установить не удалось». Чтобы разобраться в этой тайне, мы провели собственное небольшое расследование.

В международной базе данных патентов действительно обнаруживается заявка американца Амандуса Глейзера (Amandus Glaser), одобренная в 1932 году. В ней автор отмечает массу недостатков уже тогда сложившейся и ставшей традиционной треугольной конструкции велосипедных рам. Это, прежде всего, неудобства для ездока. В годы, когда об амортизаторах передней вилки, не говоря уж о двухподвесных байках, еще и не мечтали, поездка на велосипеде могла оказаться занятием куда менее приятным. Недаром первые из них так и прозвали «костотрясами».

Обосновывая заявку, Глейзер писал, что в существующих конструкциях энергия ударов о неровности передается с колес через жесткую структуру рамы прямо на седло и единственным механизмом ее поглощения остаются подседельные пружины. При этом размеры и форма седла серьезно ограничивают размеры и возможности для ориентации этих пружин, так что фактически они способны погасить энергию тряски лишь от заднего колеса, да и то в недостаточной степени.

Google Patent

Именно с этой целью изобретатель и предложил перейти к рамам необычной V-образной конструкции, упругая форма которой сама служит эффективным «гасителем» энергии. Легко заметить, что хотя рама у экспоната на выставке имеет несколько иную, Z-образную форму, автор ее вполне мог преследовать те же цели. Впрочем, уже вскоре появление функциональных амортизаторов во многом сняло проблемы тряски.

Но история V — и Z-образных рам на этом не закончилась. В наши дни китайские изобретатели оформили уже несколько (1, 2) патентов на такие конструкции, а в 1996 году итальянцы из Lotus создали знаменитый гоночный байк Sport 110. Его Z-образная углеволоконная рама, конечно, не столько смягчала тряску при езде по треку, сколько была более эффективной аэродинамически.

Flickr.com/mrjohan

Необычные рамы продолжают интересовать и энтузиастов: единственный в своем роде байк с Z-образной рамой собрал недавно американский изобретатель Марк Кинг (Mark King), а корейский дизайнер Ёнче Юн (Jeongche Yoon) разработал яркий концепт Z-FIXIE. Впрочем, здесь рама необычной конструкции служит лишь одним из элементов необычного дизайна – от руля и до спиц.

Jeongche Yoon

Приходите на выставку! Она открыта с 5 июня по 30 сентября

Время работы:
вторник – пятница 10:00−20:00
суббота – воскресенье 10:00−21:00
понедельник – выходной день