«Игра в классики» на Polytech.Science.Art Week

145
0

Выставка «Игра в классики» (проходит с 4 по 10 декабря в Образовательном центре Музея современного искусства «Гараж») стала итогом годовой работы программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии». Эта программа посвящена одному из самых актуальных направлений современной культуры — междисциплинарному сотрудничеству художников, ученых и технологических специалистов. Работы, представленные на выставке, авторы создавали совместно, объединяясь в небольшие группы в ходе мастер-классов российских и зарубежных экспертов. Политех напомнит об основных событиях программы и расскажет о некоторых работах «Игры в классики».

На открытии выставки директор «Гаража» Антон Белов заявил, что мир научного искусства растет и расширяется, а значит, будет появляться все больше проектов, подобных Polytech.Science.Art. Его поддержала директор Политеха Юлия Шахновская: «Я не вижу большого разрыва — идеологического — между событиями science-art и нашими научными выставками», — сказала она. Куратор программы Наталья Фукс анонсировала развитие проекта в следующем году: возможно, он будет посвящен аудиовизуальным искусствам и особой роли звука в них.

В 2014 г. мастер-классы для молодых художников и исследователей провели: российский сетевой художник, медиа-активист и один из создателей проекта The Critical Engineering в Берлине, Даня Васильев (Россия/Германия), победитель конкурса Ars Electronica Соня Чиллари (Италия); профессор Университета Мичигана и интерактивный художник Мэтт Кенион (США); специалист по звуковому проектированию, профессор Ольборгского университета Стефания Серафин (Дания); разработчик приложений и адепт технологии дополненной реальности в искусстве Артуро Кастро (Испания); архитектор, мультимедиа-художник, выпускница Goldsmiths College в Лондоне Артемис Папагеоргиу (Греция); создатель фестиваля AMAZE, специалист по видеоиграм и теории геймификации Торстен Видеманн (Германия); нейробиолог и видеохудожник Энцо Варриале (Италия).

Результатом работы мастер-классов стали произведения, связанные с нейронауками, исследованиями звука, сетевыми коммуникациями, файбертроникой, гейм-дизайном и интерактивными сенсорными технологиями. Примечательно, что художники создали их в невероятно сжатые сроки: от появления идеи до оформления арт-объекта проходило всего два-три дня.

Сетевой художник Даня Васильев в ходе своего мастер-класса поднял вопрос: как мы можем подчинить сеть своим интересам так, чтобы она не подчинила нас? Созданная на этом мастер-классе работа Марии Крамар “u-tube„ напоминает зрителю о том, что мир опутан сетью камер наблюдения. Они присутствуют везде: проект использует трансляции с камер в спортзалах, пиццериях, на пляжах, в церквях и мечетях. Эти трансляции можно свободно увидеть в сети, что само по себе говорит о том, насколько изменилось наше отношение к приватности. По словам художницы, сейчас мы видим, как возникает «новая этика», как размываются границы интимного и общественного. Сегодня человек впускает весь мир в свою жизнь абсолютно добровольно. Камеры фиксируют все стороны нашего быта. “U-tube„ использует принципы хакинга — зрителем работы становится каждый, кто пытается открыть youtube.com, используя сеть wi-fi музея «Гараж». Таким образом проект принуждает человека к насильному наблюдению за другими, сталкивает наблюдателя и наблюдаемого.

Во время мастер-класса специалиста по видеоиграм Торстена Видеманна возникла идея объекта-игры never miss the last friday of summer„ (Ильдар Якубов, Илья Соболь, Сергей Тубашов). Участники перемещаются по клеткам игрового поля, будучи, по выражению авторов, «зажатыми в тиски компьютерной воли» — искусственный интеллект диктует возможные варианты ходов, а помочь зрителям могут только возникающие рядом с полем разнообразные фотографии голубей. Создатели утверждают, что играть в never miss the last friday of summer стоит исключительно ради удовольствия — и, надо сказать, это действительно весело. Ну а голуби, как объяснил петербуржец Ильдар Якубов, часто упоминаются в интернете в разных контекстах, к тому же они — «очень питерская тема».

Инсталляция «Рандосинемайзер 64» появилась после мастер-класса исследовательской группы из Университета Ольборга (Копенгаген, Дания) об использовании звука в качестве одного из каналов передачи информации и смысла в интерактивном контексте. Это небольшой фильм, который зритель может озвучить самостоятельно, скомбинировав реплики героев, музыку и шумы, соответствующие одному из жанров — комедии, мелодраме, детективу, научной фантастике. Одна и та же сцена прочитывается совершенно по-разному: например, с мелодраматическим диалогом об отношениях, произнесенным под бодрую комедийную музыку, но в сопровождении загадочных sci-fi-шумов. Другая комбинация кнопок превращает ее в детектив под типичную музыку мелодрамы, а всего зрителю доступны 64 комбинации. Так авторы, Владимир Деревянко и Михаил Солошенко, обращают внимание на роль звука в кино, который часто воспринимается бессознательно. Здесь зритель получает возможность управлять звуком и осознает, какое множество звуковых эффектов используется даже в короткой киносцене, и как сильно звук меняет наше восприятие.

Выставка «Игра в классики» продожит работу до 10 декабря в Образовательном центре Музея «Гараж».

Вход свободный.

Выставка является частью цикла событий Polytech.Science.Art Week.