Искусство фронтового портрета

411
0

Прославленный фотохудожник Борис Всеволодович Игнатович (1899–1976) родился в белорусском городе Слуцке 22 марта 1899 года. С 1926 года работал фоторепортером, а в годы войны снимал для армейской газеты «Боевое знамя», побывал на Калининском, Западном и 1-ом Украинском фронтах. В 1943–1950 годах он – военный фотохудожник студии имени Грекова. Вместе с бойцами Борис Игнатович дошел до Берлина. Сделанные им кадры складываются в бесценную фотолетопись фронтовых будней и ожесточенных сражений.

Даже в самых тяжелых условиях Борис Всеволодович оставался верным себе: его репортажные снимки отличал тонкий психологизм, образность и публицистичность. «Лаконизм без схематичности, а патетика без напыщенности», – так характеризуют творчество Бориса Игнатовича современники.

Борис Игнатович прославился своими ракурсами и крупным планом, «упаковкой кадра», включением в кадр нескольких смысловых центров и «разгоном их по углам» вокруг изобразительного центра, особой – в том числе сверхблизкой – точкой съемки, диагональной композицией в кадре. Его снимки тщательно кадрированы, как правило, во время съемки и очень редко – при печати. Большое внимание он уделял позитивной печати. Для его работ характерны изобразительные приемы, работающие на получение монохромного отпечатка, богатого светотональными переходами. Техника печати включает в себя: усиление или ослабление плотности отдельных участков кадра, экспонирование под увеличителем в одном случае по теням, в другом – с выдержкой по свету, двойную, а иногда тройную экспозицию.

В работе с фототехникой Борис Всеволодович особое внимание уделял объективу. В его арсенале было множество сменных объективов. Он считал фотообъектив важнейшим инструментом, а его оптический рисунок – главным изобразительным средством фотохудожника.

Он превосходно знал конструктивные особенности фототехники. Для работы в полевых условиях он использовал фотоаппараты Leica II и Junior Special Ruby Reflex со сменными объективами, а в студии среди прочих пользовался фотообъективом «Никола Першайд».

Фотоаппарат Leica II, или, как его ласково называли в СССР, «Леечка», на поле боя был незаменим. Под пулями, не скрываясь, Борис Всеволодович не раз снимал солдат и партизан, идущих в атаку. Благодаря «Лейке», оснащенной объективом Elmar, в мгновенном снимке ему удавалось передать мощь и натиск танковой атаки. Тем же Еlmar выполнены такие известные работы Бориса Игнатовича, как «На поле боя» (1941) и «Полевая кухня. Фронтовые будни» (1944).

Благодаря легкой «Лейке», позволяющей вести съемку на уровне глаз без штатива, и уникальной способности Игнатовича выстроить композицию сразу в кадре, его работы создают у зрителя ощущение реальности и непосредственного участия в происходящем.

Следуя принципу использовать в работе фотокамеры разных конструкций и фотообъективы с различным оптическим рисунком, фотохудожник приспосабливает для портретных съемок фотокамеру Junior Special Ruby Reflex. Это крупноформатная ящичная камера со встроенным мехом и зеркальной однообъективной системой визирования. Зеркало приводится в действие вручную. Визирование осуществляется по матовому стеклу, либо через шахту, либо по вертикальному матовому стеклу. Для своей камеры Игнатович сконструировал и изготовил два мягкорисующих объектива на базе объективов Derogy и «Простаръ».

В собрании Политехнического музея хранится самодельная объективная доска, с помощью которой объектив сопрягался с камерой. На ней – автограф Бориса Всеволодовича: «Дерожи 500».

Для сопряжения с камерой ряд линз был удален. Объектив «Derogy» был скорректирован в отношении комы (кома – с лат. комета, оптическая аберрация, вследствие которой изображение точки превращается в подобие кометы), а оптический рисунок стал характерным для однообъективного мягкорисующего объектива типа «Монокль». В объективе «Простаръ» эффект смягчения оптического рисунка достигался за счет недосправленной хроматической аберрации. Использование объектива Tessar с большим, чем у штатного, фокусным расстоянием способствовало увеличению свободы выбора положения плоскости наилучшего видения.

В результате Борис Игнатович создал линейку объективов, обеспечивающих широкую палитру оптических рисунков, в которых требуемая мягкость рисунка достигалась без снижения интервала яркостей, что, как он говорил, позволило «добиться пластичности, не жертвуя сочностью изображения».

Демпфирующее приспособление для зеркала, спусковой тросик и сменные объективы с различной степенью смягчения оптического рисунка позволили применить фотокамеру в условиях прифронтовой полосы для художественной фотосъемки. Так репортерская фотокамера начала XX века в руках одаренного фотохудожника превратилась в легкую портативную павильонную фотокамеру для портретных съемок, позволившую сделать неповторимые и проникновенные фронтовые фотопортреты в землянке, в неровном свете коптилок.