Космическое путешествие в Калугу

306
0

Идея однодневного путешествия в тот или иной технический музей в окрестностях Москвы возникла давно. Политех — методический центр для всех подобных российских музеев, и это был бы отличный шанс познакомиться с коллегами.

В конце апреля наконец сложились все необходимые благоприятные условия: майские праздники, отличная погода и, возможно, самое главное — подходящий автомобиль. В нашем распоряжении оказался новенький полноприводный Mercedes-Benz Vito Tourer. Мы стартовали утром 1 мая. Наша цель — Музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского в Калуге. Пасхально-космическое путешествие началось.

Два с половиной часа до Калуги пролетели незаметно: кто-то дремал на заднем сиденье, кто-то рассуждал о приличном состоянии полей по сторонам трассы. Vito легко справлялся с неровностями дорог и уверенно обгонял фуры: его коэффициент аэродинамики — 0,31, лучше, чем у многих премиальных кроссоверов.

Интересно, что первые опыты с аэродинамической трубой в нашей стране провел именно Циолковский. В конце 1890-х ученый экспериментировал с «воздуходувкой» для разработки схем летательных аппаратов. Изучение аэродинамических свойств и привело его к размышлениям о возможности полета в безвоздушном пространстве и покорении космоса.

Если сравнить Vito с космическим кораблем «Союз», то по ряду характеристик минивэн вырвется вперед. Конечно, с «Союзом» невозможно конкурировать по скорости — он выходит на орбиту Земли с первой космической в 28 440 км/ч, но по пассажировместимости и полезному внутреннему объему Vito даст ему фору. Два экипажа по три человека, даже в скафандрах, разместились бы в нашем автомобиле с невозможным для орбитальных аппаратов комфортом, а внутренний объем Vito равен 5,13 м³ — против 3,5 м³ у «Союза».

Прадедушку современного Vito, первый в мире автобус на 8 человек включая водителя, в 1895 году сконструировал Карл Бенц — и в этом же году Циолковский опубликовал сборник «Грезы о земле и небе». Ровно через сто лет, в августе 1995 года, был запущен в производство коммерческий универсал Vito первого поколения (w638). Тем же летом впервые была проведена стыковка американского корабля Atlantis с российской станцией «Мир». В грузовой отсек шаттла объемом 339,8 м³ могло бы свободно поместиться шесть Vito.

Тем временем мы добрались до Калуги. Навигатор вывел нас к тихой улице Циолковского, которая круто спускается к Оке. В скромном деревянном доме, где великий ученый провел 29 лет жизни, теперь устроен мемориальный музей. Здесь он написал свои главные труды по космонавтике, теории реактивного движения, космической биологии и медицине.

Кстати, первый автомобиль под названием «Мерседес» — модель 35PS компании «Даймлер-Моторен-Гезелльшафт» — появился на свет двумя годами раньше главного труда Циолковского, «Исследования мировых пространств реактивными приборами», опубликованного в 1903-м.

На втором этаже дома, на заставленной станками и верстаками летней веранде, мы увидели выход на крышу, который домочадцы Циолковского называли «дверью в мировое пространство».

Главное здание Музея истории космонавтики находится в километре от дома-музея. Vito быстро взобрался по улице Циолковского, но у главного входа пришлось поискать место для стоянки: машин было много, так что система помощи при парковке очень пригодилась.

Музей был открыт в 1967 году и стал первым в мире собранием по космической тематике. Большое участие в его создании приняли Юрий Гагарин и Сергей Королев.

Здесь хранится самая полная в стране коллекция экспонатов, связанных с историей отечественной космонавтики, — всего более 70 тысяч предметов. Основой ее послужили предметы, поступившие из ОКБ Королева и Глушко. Представлены ракеты и ракетные двигатели, оборудование, скафандры и приборы. Из-за того что подлинники, как правило, остаются на орбите, особую ценность представляют экспонаты, побывавшие в космосе, в том числе спускаемые аппараты «Восток-5» и «Союз-34» и полетные костюмы.

Пространственное решение музея и сейчас выглядит современно — а для 1967 года было и вовсе новаторским. Спускаясь по пандусу в зале истории ракетной техники и космонавтики, можно рассмотреть космические аппараты во всех ракурсах. К слову, такой же экспозиционный прием — движение вниз по пандусу — используется в музее Mercedes-Benz в немецком Штутгарте. Отдельное впечатление в этом зале производит огромное окно с прекрасным видом на Калужский бор и Яченское водохранилище.

С детства помню изображение главного фасада музея на спичечных коробках. Я всегда хотел увидеть этот фасад с выступающим объемом планетария и ракетами на стилобате — и вот мечта сбылась.

Два года назад начались работы по расширению музея — скоро у него появится новый корпус площадью 12,5 тысячи м2. Это будет сверхсовременное здание с панорамными лифтами, интерактивными зонами, 3D-кинотеатром, залом космических тренажеров, обсерваторией и солнечными батареями на крыше.

Последним пунктом осмотра была ракета-носитель «Восток», возвышающаяся рядом с музеем. Мы с удивлением узнали, что это не макет, как на ВДНХ, а подлинный экземпляр — аппарат-дублер, стоявший на Байконуре во время старта гагаринского «Востока-1» в апреле 1961 года.

После посещения музея мы немного прокатились по улицам Калуги, а затем спустились к водохранилищу и устроили пикник. В Москву наша команда возвращалась с новыми впечатлениями и идеями для работы над экспозицией в павильоне «Космос» на ВДНХ.

Выражаем глубокую благодарность за предоставленный автомобиль компании Mercedes-Benz Van Center.