La Francaise Diamant: велосипед, дружественный женщине

668
0

Велосипед La Francaise Diamant производился во Франции в начале ХХ века. Завод выпускал мужскую и женскую модификации велосипеда, различные по дизайну и форме рамы. Как раз по форме рамы видно, что эта модель – женская, и от большинства велосипедов этой линейки ее отличает бесцепной привод.

На этом велосипеде привод осуществляется торсионным валом – он проходит внутри пера задней вилки. Шестерни передачи закрыты защитными пластинами, картерами, в которых предусмотрены масляные ванны. Такой необычный для нашего времени привод составил в начале ХХ века серьезную конкуренцию классическому цепному. Торсионный вал был в разы надежней цепи, которая могла со временем растягиваться или рваться. Ресурс работы такого привода был огромным, при условии регулярного смазывания всех его движущихся частей. Масляная ванна, встроенная в картер, как раз и предназначалась для постоянного смазывания механизма при кручении педалей.

Велосипед выпущен в 1900-е годы, механизм оригинален и полностью исправен, несмотря на возраст, – очень прочная штука. Однако 100 лет назад технология все же не выиграла конкуренции с цепью и в итоге оказалась практически забытой – прежде всего потому, что такой привод исключал возможность появления системы переключения скоростей на велосипедах.

Но в последнее время интерес к велосипедам с торсионным приводом возник снова – их заказывают прежде всего компании, которым долговечность важнее удобства. Их предлагают, скажем, в велопрокатах, например, в московском парке «Сокольники».

Но есть и еще одна причина, помимо надежности, для использования бесцепной системы на Diamant – она совершенно безопасна для велосипедисток в юбках и платьях – юбке просто не в чем запутаться! В конце XIX – начале XX веков назрела революция в женской моде: женщины желали более удобной одежды, и распространение велосипедов подстегнуло процесс.

Корсет не позволял свободно дышать и двигаться, а длинные юбки часто путались в спицах колес или попадали в цепь. На протяжении нескольких десятилетий женщины боролись за право носить удобные и безопасные для езды на велосипеде блумерсы – брюки-шаровары, издалека выглядевшие как юбка.

Но даже эта – довольно скромная – трансформация в женской моде встречала жестокое сопротивление патриархально настроенной общественности. Женщину в блумерсах могли освистать или оскорбить на улице, газеты и журналы публиковали едкие статьи о неприемлемости такой одежды, печатались даже целые брошюры, призванные доказать женщинам аморальность – чего? Всего лишь штанов! Некоторые участники полемики писали, что начав носить «мужскую» одежду, женщины со временем станут претендовать на равные с мужчинами права – подумать только! Сама возможность, конечно же, вызывала жесточайшее неприятие у консервативно настроенных мужчин и женщин.

Diamant принадлежит времени, когда немногие женщины отваживались ездить на велосипеде в блумерсах, предпочитая не сопряженные с риском общественного порицания юбки. Карданный привод делал такую езду намного менее опасной. Впрочем, отметим, что в начале века женщина на велосипеде (пусть даже и в юбке) легко становилась объектом травли. В России до 1890 года ездить на велосипеде женщинам запрещалась законом, и прошли годы, прежде чем это стало восприниматься более или менее спокойно.

Приходите на выставку «Изобретая велосипед»! Она открыта с 5 июня по 30 сентября.

Время работы:
вторник – пятница 10:00−20:00
суббота – воскресенье 10:00−21:00
понедельник – выходной день