Мимеограф для «друзей народа»

1018
1

Почти все лето 1894 года потомок известного купеческого рода, большевик Алексей Ганшин посвятил подпольному изданию сборника статей Ленина под общим названием «Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов».

Специально для этого в Москве удалось достать автокопист и пергамент, с помощью которых к концу лета были отпечатаны 100 экземпляров – как вспоминал Ганшин, «работа шла медленно». Чтобы понять затруднения подпольщиков, достаточно рассмотреть одну из новинок коллекции Политехнического музея – тот самый «автокопист», о котором писал заслуженный большевик.

Появившийся в конце XIX века инструмент стал одним из самых ранних копировальных аппаратов в мире. Конструкцию его предложил Генри Лоу, который почти сразу после получения патента продал его Альберту Дику и Августу Клэйберу. Первыми вывести устройство на рынок удалось компании Клэйбера: его машины под маркой Rotary Neostyle появились в продаже уже в 1898 году. Конкуренты из компании A.B. Dick подтянулись на два года позже, выступив под маркой Mimeograph, и навсегда вписали это слово в историю.

Для усовершенствования продукта Дик приобрел еще несколько патентов у Эдисона, которому, как обычно, удалось заметно улучшить идею и довести ее до ума. В результате коммерческий успех его мимеографов был огромен. Тысячи аппаратов использовались в конторах и типографиях по всему миру, и лишь в конце 1960-х были вытеснены дешевыми машинами для офсетной печати.

Однако сегодня найти мимеограф в рабочем состоянии непросто: почти все они выпускались двумя уже знакомыми нам американскими компаниями, и за пределами США почти не сохранились. Недавно переданный в Политех аппарат 1916 года изготовления – настоящая редкость. Впрочем, сожалеть об ушедших мимеографах сегодня никто не станет, работать с ними было мучительно сложно.

Изготовлен в 1916 г. A.B. Dick Co. (Чикаго, США)

Во-первых, требовалась специальная бумага для изготовления шаблона – в те годы использовалась сильно навощенная рисовая бумага специального сорта, твердая, но хрупкая. Сделать из нее трафарет для печати можно было, используя специальное электрическое перо, изобретенное тем же Эдисоном. Удары подвижной иглы удаляли покрытие с соответствующих участков бумаги, так что масляная типографская краска могла проникать сквозь них.

Электрическое перо Эдисона, усовершенствованное Самуэлем О’Райли, сегодня превратилось в электрическую машинку для нанесения татуировок

Впрочем, можно было обойтись и обычной печатной машинкой. Достаточно было вынуть красящую ленту, и металлические литеры пробивали буквы в восковом покрытии бумаги. Лишь затем приготовленный шаблон накручивался на заполненный краской вращающийся барабан мимеографа. Бумага протягивалась под барабаном, прижимаясь к основе, и чернила проходили сквозь отверстия, оставляя отпечаток очередной копии.

Электрическое перо Томаса Эдисона в коллекции Политеха (США, вторая половина XIX в.)