Музей убегает, музейщики догоняют

1156
0

Современному музею нужны профессионалы новой формации: в равной степени владеющие языком коллекций прошлого и мультимедийных проектов будущего, собранные, бесстрашные, обладающие собственным видением и умеющие заинтересовать своими идеями среднестатистического посетителя музея. Встречаются ли такие сверхсущества в естественных условиях, можно ли таким стать и что для этого нужно? Рассказывает Лидия Лобанова, куратор образовательной программы «Музейное дело» Политехнического музея и Высшей школы экономики, осуществляемой при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

– Лида, расскажите вкратце для тех, кто совсем ничего не знает об этом образовательном проекте, кем и где сможет работать выпускник магистратуры?

– Ну, несомненно – в большинстве российских музеев. Но мы хотим, чтобы наши студенты смотрели в сторону создания собственных музейных проектов, независимых ассоциаций, бизнеса, ориентированного на помощь музеям и взаимодействие с ними; чтобы они сами ставили задачи по развитию отрасли – и решали их.

– Есть ли аналоги этому курсу в России? Кем он разработан?

– Программ в сфере менеджмента культурных институций и проектов в России довольно много. Ориентированных именно на музеи – значительно меньше. Курс разработан совместно с амстердамской Академией Рейнвард / Reinwardt Academie. Мы делаем акцент на формирование базы, но при этом держим в голове образ музейного сотрудника, постоянно повышающего профессиональный уровень и наращивающего компетенции.

– Да, современный музей стал как-то очень уж быстро меняться. То есть буквально – каждый день появляются новые практики, форматы, новые междисциплинарные идеи. Вам ведь нужно готовить специалистов, которые умеют работать не в условном «вчера» или даже «сегодня», а в «завтра» и «послезавтра». Как это опережение можно обеспечить?

– В первую очередь современный музейный специалист должен задать самому себе режим постоянных переключений – с коллекций, а это ядро большинства музеев, на меняющуюся действительность. Нужно очень активно впитывать тренды не только из культурной среды, но и из сферы науки, новых технологий, бизнеса и т.д. А еще лучше – переходить на следующий уровень – прогнозировать и создавать тенденции самостоятельно.

– Будет ли ваш выпускник востребован, скажем, в музейной среде Европы или Америки? Вы существуете в едином поле?

– Мы приглашаем специалистов из разных стран, и это первая точка входа в профессиональное международное сообщество. Сейчас мы активно ищем возможности для организации студенческих стажировок не только в России, но и за рубежом. Да, наша задача именно такова – подготовить специалистов международного уровня. И мы постепенно к этому придем.

– Кого вам хотелось бы видеть среди студентов – насколько важен опыт работы в музее, можно ли без него обойтись?

– Здорово, когда это люди с разным опытом и разным уровнем подготовки, сейчас, например, среди студентов есть люди с исходным юридическим, журналистским и PR-образованием. Учатся ведь не только у преподавателей, но и друг у друга. Образовательную среду это заметно обогащает.

Опыт работы очень желателен, но не обязательно исключительно в музеях.

– Расскажите о грядущем сотрудничестве с Arzamas.Academy! Когда это случится, чем и кому будет интересно?

– Вокруг профессии куратора в культурной сфере сегодня ходит много легенд, и при этом молодые люди в нее стремятся. Мы вместе с Arzamas.Academy решили сделать курс о кураторстве и фигуре куратора в современном музее. Интересен он будет, я надеюсь, огромному количеству людей: нам удалось привлечь 10 экспертов из Европы и России, которые раскроют тему с разных ракурсов. Стартует проект ближе к концу весны.