Оливер Грау о цифровом искусстве

218
0

27 ноября лекцией Оливера Грау «Образы цифрового искусства: влияние технологий и науки на гуманитарные исследования» открылась организованная Политехническим музеем и Художественным фондом «Московская биеннале» конференция «Философия искусства сегодня». Предлагаем вашему вниманию основные тезисы его выступления.

Медиаискусство поднимает серьезные вопросы и предлагает решения, но музеи не имеют возможности, а зачастую и не хотят принять произведения цифрового искусства в свои коллекции. Первой работе Шарлотты Дэвис (объекту виртуальной реальности Osmose) посвящено около 100 научных работ, но ею не заинтересовался ни один музей. Если общество не поймет, как важно сохранить цифровое искусство, нас всех ждут большие неприятности.

Если мы потеряем цифровое наследие нашей эпохи, мы даже не сможем рассказать и показать детям, что было двадцать лет назад.

Цифровое искусство вырастает из новой информационной реальности, поэтому оно гораздо лучше готово к вызовам современности, чем искусство традиционное. Его средства позволяют говорить о множестве проблем — социальных, политических, экологических.

Зрители — активные участники цифрового искусства: они выбирают способ восприятия, вносят в интерактивное произведение что-то свое и, по сути, сами становятся художниками.

Художники были бы счастливы, если хотя бы 5% произведений медиаискусства оказались бы в музейных коллекциях.

Искусство новых медиа постоянно ищет новые формы — видеоинсталляции, робототехника, виртуальная реальность и даже биоискусство, использующее достижения генной инженерии. Но одновременно оно продолжает и развивает традиционные методы и жанры: например, технология IMAX — прямой потомок стереоскопа XIX века и Сенсорамы 1960-ых.

Современное медиаискусство активно влияет на общественную жизнь. В политической и финансовой сфере ярким примером стала акция Occupy Wall Street, в которой участвовали сотни анонимных «хактивистов» (от англ. hacker + activist). Однако есть и другие, негативные примеры — так, несколько художников создали трехмерную систему визуализации для Нью-Йоркской фондовой биржи, которая в перспективе могла помочь предотвратить новые волны финансового кризиса, но проект остался невостребованным.

Известие о масштабном отслеживании переписки и переговоров, выявленном WikiLeaks, шокировало весь мир. Это слежка во всех возможных областях информации. С такой проблемой наше общество столкнулось впервые, подобного не могли предвидеть ни Оруэлл, ни Хаксли. Поэтому вопрос защиты информации — один из важнейших для медиаискусства.

Любое искусство — и традиционное, и цифровое — может быть хорошим или плохим, интересным или неинтересным, актуальным или неактуальным. Так было и будет всегда.

Для понимания того, что такое цифровой образ, исследователям нужно использовать междисциплинарный подход, действовать на стыке множества наук: нейробиологии, философии, психологии, истории. Мой соавтор Томас Вигл высказался так: «Образ нельзя свести к технологии, жанру, инструментам его воплощения, к социальной функции, к материальной или символической стороне — образ действует в каждой из этих сфер».

Сегодня музеям ни в коем случае нельзя конкурировать между собой: наоборот, они должны работать вместе, исследуя искусство и сохраняя его.