От плакетки до локомотива

614
0

Сегодня, 16 декабря, состоится открытие экспозиции «Из коллекции Политехнического музея» в Музее железнодорожного транспорта Московской железной дороги.

Эта тематическая экспозиция стала первым шагом к сотрудничеству двух музеев. Она помогла расширить постоянную коллекцию Музея железнодорожного транспорта, сделать ее интереснее, и подробнее рассказать о развитии железных дорог в России.

Открывает экспозицию модель паровоза Ефима и Мирона Черепановых. Такими были самые первые паровозы, сделанные в России в 1830-ых годах. Есть сведения о том, что в 1833 году Мирон Черепанов посетил Англию, и видел там паровоз Стефенсона «Ракета», но в проекте своего паровоза российские изобретатели реализовали несколько собственных, новых технологических идей: например, чтобы котел давал достаточно жара, они довели количество дымогарных труб до 80. Первый из паровозов Черепановых мог перевозить груз весом более 200 пудов, то есть 3, 3 тонны, со скоростью 13−16 км/ч. Спустя год Черепановы построили второй паровоз, он был чуть больше и отличался несколькими особенностями конструкции, благодаря которым он выдерживал уже тысячу пудов груза (16,4 тонн). Модель, представленная в музее, была сделана в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) во второй половине ХХ века.

На выставке можно увидеть модель и другого паровоза-рекордсмена: пассажирского ИС («Иосиф Сталин»; все типы советских паровозов обозначались заглавными буквами). Первый ИС появился в 1932 году, и на момент создания это был самый мощный пассажирский паровоз в Европе. Поскольку качество большинства железнодорожных путей страны в начале 1930-ых оставляло желать лучшего, а паровозы ИС давали высокую нагрузку на рельсы, они смогли работать лишь на нескольких дорогах СССР — Московско-Курской, Южной и Октябрьской (Москва-Ленинград). Но позже, когда прошли работы по усилению железнодорожных путей, эти паровозы появились на десятках направлений. Можно считать, что ИС таким образом помогли индустриализации страны. Герой одного из рассказов Андрея Платонова говорил: «Машина ИС, единственная тогда на нашем тяговом участке, одним своим видом вызывала у меня чувство воодушевления, я мог подолгу глядеть на нее, и особая растроганная радость пробуждалась во мне — столь прекрасная, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина». Такие паровозы ходили по железным дорогам Союза вплоть до начала 1970-ых.

Кроме того, в новую экспозицию вошли множество железнодорожных плакеток — металлических табличек с символикой завода, который выпустил тот или иной паровоз, электровоз или вагон. Здесь есть и отечественные, и зарубежные (канадские, немецкие, восточноевропейские) образцы. Гордость коллекции Политеха – дореволюционные плакетки Русско-Балтийского вагонного завода (1898) и Ревельского (нынешний Таллин) вагонного завода «Двигатель» (1911).

Еще один раздел выставки — коллекция железнодорожных фонарей. Она дополняет собственную коллекцию Музея железнодорожного транспорта: как сказала хранитель музея, «фонарей много не бывает, ведь они все разные». С этим можно согласиться, увидев выставленные в витринах фонари. Здесь есть и самые первые, со свечой внутри, и фонари военного времени — керосиновые, и более поздние электрические; есть фонари сигнальные, семафорные, и те, которыми освещали пути; есть огромные, а есть фонарики размером с ладонь.

Итак, экспозиция Музея железнодорожного транспорта стала больше и подробнее, а у Политеха на время реконструкции исторического здания появился еще один адрес в Москве. В дальнейшем будут созданы еще несколько совместных экспозиций, посвященных открытиям и изобретениям, связанным с железной дорогой.

Адрес: ул. Кожевническая, д. 2.

Телефон: +7 499 623−39−12

Режим работы:
Среда — суббота — с 10:00 до 19:00;
Воскресенье — с 10:00 до 18:00.
Понедельник и вторник — выходные дни.

Стоимость билетов:
Взрослые — 80 руб.;
Дети от 7 лет, студенты, пенсионеры — 60 руб.;
Дети дошкольного возраста от 3 до 7 лет — 40 руб.