Открытие музея Конфлюанс в Лионе, Франция

976
0

Тенденция к децентрализации и созданию крупных научно-культурных центров далеко за пределами Парижа и региона Иль-де-Франс родилась не вчера: вспомнить можно хотя бы Центр Жоржа Помпиду в Меце, Музей Лувр в Лансе, марсельский Музей цивилизации Европы и Средиземноморья, открывшийся в 2013 году. Плюсы очевидны: повышение престижа регионов, снятие туристической нагрузки со столицы, создание новых научно-культурных точек притяжения за пределами центра. Что сказать, если бы не открытие музея, я, с присущим мне столичным снобизмом, вряд ли когда-нибудь оказалась в Лионе. Но вообще какой-либо скепсис в отношении провинции в данном случае абсолютно неуместен: Лион – третий по величине французский город, в отличие от Парижа, гораздо лучше сохранивший внешние признаки своего прошлого, город музеев, ткацких мастерских, знаменитых театров – заслуживает того, чтобы приехать туда специально. Тем более после открытия музея Конфлюанс.

Амбициозный проект музея был запущен в 1999 году. Тендер на архитектурное решение выиграла австрийская фирма Coop Himmelb(l)au (Вольф Прикс), по чьей задумке здание должно было выглядеть «слиянием горного хрусталя и стального облака». В реальности же оно в первую очередь бросает вызов гомогенному историческому ансамблю Лиона; вкупе со скандалами, которыми сопровождалось разрастание бюджета стройки, здание музея до сих пор вызывает недовольство французов, окрестивших его «космическим кораблем», а также ворчание специалистов, утверждающих, что проект успел устареть за десять лет стройки. Впрочем, если посмотреть другие конкурсные варианты, выбор становится очевидным.

Музей получил название по расположению – он стоит на полуострове, в месте слияния Роны и Соны (confluent). Однако слово «слияние» становится метафорой всей экспозиции, где естественные, точные и гуманитарные науки переплетаются в историю о жизни человека на Земле – уникальный и вдохновляющий рассказ о человеческой любознательности. Основная часть коллекции музея Конфлюанс основывается на собрании Лионского Музеума – музея естественной истории и колониальной этнографии, существовавшего с 1927 по 1968 год, и делится на четыре больших тематических зала:

  • Начало, истории возникновения мира
  • Виды, звенья живого мира
  • Общества, театр человеческой жизни
  • Вечность, взгляд по ту сторону

Они выдержаны в едином стиле – темный фон и полумрак, подсвеченные экспонаты.

Начало, истории возникновения мира в обратном хронологическом порядке ведет рассказ о жизни на Земле, предлагая зрителю двигаться от приматов к простейшим организмам. Каждый этап иллюстрируется короткими мультфильмами в эстетике минимализма, интересными и детям, и взрослым. В этом зале также можно увидеть скелет мезозавра, множество окаменелостей и узнать, что те или иные находки говорят нам о человеке и почему важны для науки. Таким образом выставка выходит за пределы истории о сотворении мира, концентрируясь на работе ученого как таковой.

Хронологически мы не останавливаемся на возникновении жизни на Земле, но двигаемся глубже, к теории Большого взрыва, к квантовой физике, теории гравитации. О возникновении галактик подробно рассказывает получасовой кинофильм – путешествие на космическом корабле. Участок экспозиции, посвященный раннему развитию Вселенной, не только поясняет научные концепции, но и демонстрирует технические инструменты изучения космоса: астролябии, телескопы, микроскопы. Здесь же расположилась небольшая выставка метеоритов.

Виды, звенья живого мира. Эта часть экспозиции посвящена классификации и разнообразию живых существ. Здесь представлены чучела, в том числе тасманского волка и птицы додо. Перед огромной витриной с чучелами птиц – монитор, на котором можно послушать пение каждой.

И снова мы выходим на метауровень и смотрим на профессию ученого в целом: коллекция микроскопов соседствует с огромной красочной витриной с бабочками и жуками. Специальный раздел посвящен вторжению неживого в живое – интерактивный экран-робот (того же типа, что анимированные видеоэкскурсоводы на экспозиции «Россия делает сама») предлагает зрителю встать перед экраном, указать на определенную часть тела и запустить видео о различных медицинских или научно-экспериментальных операциях в этой области, связанных, например, с внедрением экзоскелета, робопротеза, и тому подобным.

Общества, театр человеческой жизни, наверное, самая неожиданная и поразительная часть постоянной экспозиции музея. Рассказывая о непосредственном взаимодействии человека и природы, она соединяет в себе науку, технику и антропологию. Первое, что мы видим в зале, – огромная витрина с цветными минералами. Монитор перед ней предлагает выбрать любой и разобрать на химические элементы, посмотреть, где его добывают и что создается из этих элементов и соединений. Все то же можно проделать в обратном порядке: выбрать на картинке велосипед или мобильный телефон, «разобрать» до химических соединений и посмотреть, откуда они берутся, что еще из них изготавливается и как выглядят на витрине в зале музея.

Это небольшое вступление, рассказывающее о том, как homo sapiens использует природу себе на благо, приводит зрителя в часть экспозиции, посвященную человеческой изобретательности. Здесь – телефонные аппараты (в которых можно послушать «телефонные оперы»), автомобили, но также генератор Ван де Граафа и другие научные изобретения, достигающие логичной кульминации в современных разработках, – свадебном платье из оптического волокна.

Следующее звено экспозиции – интерактивная игра за большим столом-экраном, где нужно «собрать» одно изобретение из других, соединив плавающие по экрану круги с названиями. Например, чтобы собрать «кинематограф», нужно соединить в одном облаке «экран», «мотор» и «камеру- обскуру». Пространство организовано таким образом, что зритель неминуемо вступает в контакт с другими посетителями – если не здесь, то в соседнем зале, где предлагается сыграть в игру типа пинг-понг, стоя за двумя мониторами.

Тем более поразительной и вдохновляющей выглядит следующая часть экспозиции, посвященная социальным теориям и общению между людьми. Здесь есть смысловое кольцо: мы начали с того, как человек укрощает природу, а заканчиваем тем, как природа в человеке остается: блок из нескольких экранов предлагает посмотреть видео ритуалов аборигенов и военные церемонии разных стран – недавние съемки, обнаруживающие одинаковые древнейшие антропологические коды.

Вечность, взгляд по ту сторону. Эта часть экспозиции оформлена наиболее традиционным образом – витрина, текст, короткое видео, интерактивное кресло с лекцией. Она кажется менее интерактивной, но более насыщенной информационно, что вполне оправдано самой темой: смерть, ритуалы погребения, теории о жизни после смерти и прочее. Здесь можно увидеть мумию из Перу, инсталляцию раскопок захоронения и многое другое.

Основная экспозиция происходит впечатление удивительного попадания, идеальной пропорции компонентов, и такое соединение элементов из абсолютно разных дисциплин свидетельствуют о невероятной кураторской работе. При всем этом музей не выглядит перегруженным научными «аттракционами», заманивает и завлекает публику скорее само эстетическое и концептуальное исполнение. Заглянув в какой-нибудь из залов, зритель видит одновременно военный костюм из Древнего Китая, автомобиль, срез горных пород и чучело жирафа. Эстетически такой выбор, помимо прочего, апеллирует к «кабинетам редкостей» – первым мини-музеям науки и естественной истории.

Второй этаж музея отдан временным выставкам (на момент открытия в них – экспозиция, посвященная Эмилю Гиме, просветителю, создателю Лионского Музеума), кроме того, довольно обширное пространство займут мастерские и лаборатории, на момент открытия еще не начавшие работу.

В целом музей производит совершенно поразительное впечатление – это увлекательная история жизни на Земле. Концептуализация основной экспозиции в виде складного нарратива (а не разделение на тематические отделы по дисциплинам) как бы показывает жизнь во всей ее сложности, а с другой стороны, открывает огромные возможности для интерпретации и изучения. Научная составляющая не отстает от эстетической, а значит, музей оказывается интересным для публики с разным уровнем подготовки. В общем, Конфлюанс – настоящая находка, путешествие и открытие. И, кстати, самое главное: там отличный музейный магазин.