После человека: открылась выставка «Экосистема эксцессов»

530
0

Пинар Йолдаш, вдумчивый, аккуратно работающий с научным контекстом междисциплинарный художник, в Москве и вчера лично открывала выставку «Экосистема эксцессов» в Политехе на ВДНХ. По секрету призналась – московская версия «Экосистемы» кажется ей чрезвычайно удачной – и по структуре, и по атмосфере.

Пластик наполняет океаны, губит, калечит; гибнут от проглоченного пластика киты, морские птицы, пластик въедается в ткани, деформирует черепаший панцирь, пластик завоевывает биосферу и определяет новый этап эволюции. Живые организмы адаптируются к изменившимся условиям, как это уже не раз происходило в истории планеты, просто на глазах у современного человека такое творится впервые. И наблюдать за трансформацией страшно.

Демиург от science art, Пинар Йолдаш создала экосистему, где птицы обзавелись органами для переработки пластика и фильтрации особенно вредных его компонентов, морские насекомые приспособили поверхности микропластиков, которыми наполнен океан, для откладывания яиц, морская змея скрестилась с червем, а черепаха получила способность дрейфовать в океанических течениях благодаря воздушным шарам, когда-то выпущенным в небо, а теперь встроившимся в ее организм. И эта экосистема не только пугает и не только предостерегает, выстраивая модель возможного будущего (отчасти – настоящего, потому что многие процессы уже происходят, Пинар утрировала совсем немного). Экосистема эксцессов, как это ни странно, дает надежду, хотя считать ли это надеждой? Никто не может обещать нам, что человечество выживет. Но жизнь больше человека – и она продолжится после нас, адаптировавшись, мутировав до неузнаваемости. Вот только узнать или не узнать ее формы в новой эре, в постчеловеческой парадигме, будет некому. А эти новые формы, вполне вероятно, будут прекрасными – как у Пинар. Жизнь это умеет.

Пинар Йолдаш, художник

Для меня проект начался в 2007 году, когда я переехала в Лос-Анджелес. Это был своего рода культурный шок: я приехала из Турции и была потрясена количеством мусора в этом прекрасном городе – в сравнении с местами, где я жила прежде. Непредставимые масштабы отходов – а ведь рядом великолепный Тихий океан. Несколько позже я узнала про знаменитый мусороворот, большое тихоокеанское мусорное пятно – плавучий остров из пластиковых отходов, разрастающийся год от года, и начала углубляться в тему. То, что вы увидите на выставке, – это сэмпл настоящей экосистемы, созданный на научной базе, – организмы, выживающие в новых условиях, и системы органов, позволяющие живым существам приспосабливаться к новой парадигме – парадигме пластисферы.

Наталья Фукс, куратор выставки ​

Проблема выживания была актуальной для человечества во все времена, а сегодня она становится одной из центральных не только в науке, но и в современной философии. Экологическая философия направляет всю силу человеческого интеллекта на глубокое и всестороннее изучение биосферы и последствий нашего взаимодействия с ней. На мой взгляд, все люди в XXI веке должны глубоко владеть комплексными интегральными знаниями об окружающей среде. Современное искусство объединяется с наукой в рамках выставки “Экосистема эксцессов” и дает зрителю возможность задуматься на такую важную тему, как дальнейшее сбалансированное развитие цивилизации.

Ольга Левченко, сокуратор выставки:

Как зритель я увидела этот проект на Transmediale – и мой мир это действительно поменяло: после знакомства с “Экосистемой эксцессов” относиться к проблеме пластикового загрязнения по-прежнему было бы невозможно. Главная, как мне кажется, задача выставки – пробудить в каждом из нас осознанность. Это важно, даже если не в наших силах сейчас что-то глобально изменить в мире.

Мы не продаем билеты на эту выставку. Попасть на нее можно двумя способами.

  1. Принести и сдать нам любую пластиковую бутылку – это и станет вашим билетом на «Экосистему эксцессов».
  2. Купить билет на экспозицию Политеха «Россия делает сама», она проходит здесь же, в павильоне №26, и тогда вход на выставку «Экосистема эксцессов» будет для вас бесплатным.

Проект создан при поддержке немецкого фонда Shering Stiftung и Transmediale, одного из крупнейших и старейших фестивалей цифрового, технологического и научного искусства (ежегодно проходит в Берлине, Германия).

В рамках программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» Политехнического музея 14–16 октября будет работать мастерская Пинар Йолдаш.

Куратор: Наталья Фукс, искусствовед (MediaArtHistories, Donau Universitаt) и специалист по управлению в сфере культуры (Cultural Management, University of Manchester). Куратор междисциплинарных проектов и программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» Политехнического музея.

Сокуратор: Ольга Левченко, искусствовед, арт-терапевт, координатор Профессиональной лиги психологии и психотерапии, аспирант РГГУ, куратор проекта «Science art – искусство для науки» в Екатеринбурге (2012).

Менеджер проекта: Анна Фирайнер.