Принципы Хорхе Вагенсберга

347
0

22 ноября в Москве прочитает лекцию создатель одного из самых интересных в мире музеев науки «КосмоКайша» Хорхе Вагенсберг. Он расскажет о том, что такое современный музей науки и о новых профессиях, появляющихся в музейном деле. Политех публикует основные принципы существования современного музея науки, сформулированные Вагенсбергом.

  1. Научный центр (НЦ) – это место, призванное пробудить в посетителе стремление к научному познанию (что достигается выставками), подтолкнуть его к формированию научного взгляда на действительность (этому способствует просветительская деятельность, которую музей ведет от своего имени – лекции, обсуждения, семинары, конференции и т.д.).

Просвещение, обучение, популяризация, сохранение наследия также входят в цели и задачи НЦ, но ни одна из них не является приоритетной. Главное, чтобы после визита в музей менялось отношение посетителя ко всякой деятельности, так или иначе связанной с наукой: будь то путешествия, поход в книжный магазин, вопросы учителю на уроке, выбор телепередачи и целое множество других повседневных дел. Один из способов оценки эффекта, произведенного музеем на посетителя – сравнение количества вопросов, возникших у него на выходе из музея с количеством вопросов, с которыми он пришел.

Более того, воспитания научного взгляда на вещи требует наша демократическая система. Именно научное знание входит в наиболее тесное взаимодействие с жизнью граждан. Теперь, при демократии, голоса избирателей равны. В то же время, противоречия между учеными и общественностью доходят до почти ядерного противостояния, и эта проблема требует решения. Кроме того, сами ученые больше не рады собственной изоляции. Преодолеть ее ученым может помочь такое сравнительно новое явление как научные центры.

  1. Аудитория выставок НЦ универсальна и не подлежит разделению по возрастному признаку (начиная с семи лет), уровню образования, культурному уровню или любым другим параметрам. Для НЦ не должно существовать «чужой» аудитории. Выставки исходят из эмоций, а не из предыдущего когнитивного опыта. Тем не менее, прочая деятельность НЦ может из раза в раз ставить более специальные задачи и выделять аудиторию с тем или иным уровнем знаний, умений и интересов.

Музей обязан знать собственную аудиторию и соизмерять свою деятельность с рамками, заданными ее осведомленностью.

  1. Реальность, то есть реальный объект или явление, — основной элемент музеологии и музеографии. Текст, голос, изображение, игра, симуляция, оформление или компьютерная модель могут быть основными элементами в других средах – в печати, телевидении, тематических парках, на уроках, лекциях, в театре… но в рамках музеографии они – лишь дополнительные компоненты. Экспозиция не должна быть основана на вспомогательных средствах, коими они и являются: выставка «комплектующих» реальности может быть чем угодно, но не выставкой в строгом смысле слова.

Хорошую выставку не сможет заменить книга, фильм или лекция. Хорошая выставка пробуждает в посетителе страстного читателя, зрителя, слушателя. Хорошая выставка меняет посетителя. Музей науки – это, более всего прочего, инструмент общественных преобразований.

  1. Элементы музеографии используются, в первую очередь, для усиления трех видов взаимодействия с аудиторией:
  • взаимодействие с практической вовлеченностью;
  • взаимодействие с интеллектуальной вовлеченностью;
  • взаимодействие с культурной вовлеченностью.

При этом, третий вид представляется наиболее желательным, первый – целесообразным, а второй, в свою очередь, абсолютно необходимым. Взаимодействие подразумевает диалог. Эксперимент – это диалог с природой. Мышление – диалог с самим собой. А удачно устроенный уголок музейного пространства способен спровоцировать диалог между посетителями.

Практическое взаимодействие в самом чистом виде способствует такому диалогу: неопосредованный физический отклик подталкивает к новому действию, к вызову природе, предлагает посетителю решать одну за другой возникающие задачи. В этот момент посетитель фактически превращается в ученого. То, что он всего лишь нажимает на кнопку запуска готовой программы – не более чем видимость.

Интеллектуальное взаимодействие работает со способностью посетителя понимать науку, разделяя существенное и второстепенное, обнаруживая сходство между очевидно различными явлениями (разница всегда очевидна, поиск общего стоит усилий). Интеллектуальное взаимодействие отходит от практики музейного эксперимента, помогает связать научные концепции с повседневной реальностью, отыскать сущностные связи между явлениями. Радость узнавания, регистрации таких совпадений и связей составляет основу эмоционально подкрепленного опыта посещения научного музея. Хороший научный музей – территория интенсивного и эмоционально окрашенного познания. Хороший музей провоцирует чувственное переживание познаваемости окружающего мира. В этом заключается метод эмоционального познания.

Наука универсальна, но в реальности она проявляется через частности. Культурное взаимодействие делает ставку на предметность музейной экспозиции. Этот вид взаимодействия отрицает символическую стерильность музейной обстановки, поощряя ситуацию, в которой экспозиция провоцирует у носителей культуры эмоциональный отклик, предоставляя другим посетителям возможность взгляда со стороны.

  1. Самый действенный стимул для обывателя последовать за ученым в его изысканиях – тот же самый стимул, что заставляет ученого заниматься наукой. Вообще говоря, наука и так полна забавных и волнующих моментов; нет необходимости использовать дополнительные «привлекающие» маневры (в общей практике верно, как правило, обратное). Музейный работник должен «выудить» у ученых то, чем они движимы (конечно, настоящие мотивы научной деятельности никто не раскрывает в своих публикациях).
  2. Научный метод (основанный на принципах объективности, понятности и логичности) – это лучший метод создания концепции и дизайна, а затем и производства музейной инсталляции в НЦ.

Научный музей должен быть научным во всех смыслах – то есть, максимально объективным, понятным и логичным. Не следует забывать и о систематическом пересмотре экспонируемых предметов. Юмор помогает в немалой степени избежать как излишней конъюнктурности, так и ее последующей критики. Не только достижения науки должны быть представлены публике — необходимо показывать пути и методы, которые привели к таким результатам. В обществе бытует представление о науке, способной на все и не совершающей ошибок. В реальности происходит обратное: нет никаких изначальных предпосылок для успеха науки в том или ином начинании, и если прорыв все-таки происходит, ученые, как правило, обязаны им своим же ошибкам. Осознание этой истины поможет аудитории анализировать наблюдаемое.

  1. Наполнением НЦ могут послужить любые фрагменты реальности – от кварка до Шекспира, при условии, что соблюден принцип научности при выборе метода и стимула. Приоритет всегда остается за реальным объектом или явлением, которые в свою очередь объясняет та или иная научная дисциплина – ведь «природа не несет ответственности за учебную программу». Ко всему может быть применен научный подход, но, в отличие от других агентов передачи информации (как, например, книга), выставка не ставит своей целью полное раскрытие сущности предмета. Музей не стремится объять все. Каждый раз выставка определяется доступной базой объектов.​
  2. НЦ – публичное пространство (которым, конечно же, можно пользоваться индивидуально). Этот фактор определяет иерархию приоритетов при выстраивании экспозиции в зависимости от количества людей, которым одновременно доступен тот или иной объект:
  • уровень A: Доступен всем посетителям: общее оформление, освещение, настенные объекты, центральные объекты, аудиовизуальное сопровождение, кино, шумовой фон и т.д.;
  • уровень B: Доступен группе людей, между которыми возможно взаимодействие (5−6 человек, семья): экспериментальный модуль, объект, небольшая зона;
  • уровень C: Доступен единственному посетителю: тексты, иллюстрации, компьютеры.

Реальные объекты иллюстрируют, реальные явления демонстрируют, оформление задает условия. Уровень B, основной уровень НЦ, не должен быть перегружен вспомогательными элементами, излишним музейным реквизитом.

  1. Концепция «путеводной нити» – всего лишь вариант решения задачи. Не стоит считать его единственно возможным.

Музейное пространство организовано подобно естественным средам. Для изучения такой естественной среды, как джунгли, путеводная нить вовсе не обязательна.

  1. Существуют объекты, созданные для выставления в музее, и есть предметы, которые более органично существуют в других средах.

Например, концерт – наиболее подходящая форма представления Симфонии-кончертанте Моцарта для скрипки и виолончели.

  1. Существует музеографическая точность и точность научная. Музею необходимо соблюдать музеографическую точность (мы не можем выдавать репродукции за реальные объекты, преувеличивать или преуменьшать значимость, уникальность, ценность экспоната…) и научную точность (отказаться от некорректных метафор, не выдавать устаревшие представления за актуальные, не скрывать степень сомнения по отношению к представляемым концепциям). Музеографическая точность устанавливается в диалоге музейных работников и дизайнеров экспозиции, научная точность обеспечивается контролем со стороны музейщиков и ученых специалистов.

Научная строгость не является признаком косности науки.

  1. В НЦ с посетителем обращаются как со взрослым во всех смыслах этого слова – обращаются как с ученым или будущим ученым. С точки зрения музея, посетитель признается взрослым, коль скоро он умеет читать и писать. У посетителя есть неотъемлемое право на выработку собственного мнения. Музей не должен транслировать точку зрения, охраняемую традицией или научным авторитетом.

Не существует провинциальной науки или науки для экспорта в страны третьего мира. Неважно, та же эта наука (а это та же самая наука), или какая-то другая. Проще говоря, надо действовать исходя из того, что это одна и та же наука (чтобы она в конце концов стала таковой, если исходная ситуация была противоположной).

  1. В обществе, организованном по принципам демократии, НЦ выступает универсальным и авторитетным посредником между четырьмя сторонами:
  • самим обществом, понимаемым как обычный гражданин, извлекающий пользу из научного прогресса;
  • научным сообществом, которое производит научное знание;
  • сектором производства и услуг, где наука находит применение и
  • администрацией, управляющей развитием науки.

Этот статус достигается музеем только благодаря собственной репутации. Другими словами, на это требуются годы. НЦ – живой организм, и как любой живой организм, он пытается выживать, но ему также необходимо бороться за собственный авторитет и престиж во всем, что он делает.