«Раз в 6 лет мы пересматриваем учебный план»

302
0

Правда ли, что музейные реалии сегодня меняются так быстро, что возникает разрыв между образованием в этой сфере и ежедневной музейной практикой? Чего ждут от молодых специалистов музеи Нидерландов и какой процент выпускников Reinwardt Academie идет в них работать после получения диплома? На эти и другие вопросы ответил Теус Энкхорн, директор Reinwardt Academie.

– Академия Reinwardt – одна из ведущих музейных школ в Европе. По вашему опыту, какие навыки актуальны для музейных специалистов в последние 5 лет? Что меняется? Каким видится вам ближайшее будущее?

– В Нидерландах музеям нужны молодые люди с творческими идеями, которые помогли бы сделать культурные институции более эффективными экономически. Такая потребность возникла в последние годы на фоне сокращения бюджетов. Поэтому музеи сегодня пребывают в поиске новых видов деятельности, новой аудитории и новых моделей поведения, призванных компенсировать недостаток финансирования и расширить круг посетителей.

Программа «Прикладная культурология», совместный проект Политеха и Высшей школы экономики, осуществленный при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина, разработана совместно с Академией Рейнвард/Reinwardt Academie (Амстердам, Нидерланды).

До 15 июля вы можете
подать заявку на поступление в магистратуру на базе Высшей школы экономики!

– Отслеживает ли Академия, как складывается профессиональная жизнь выпускников? Какой процент идет работать в музеи?

– Да, мы это отслеживаем. Интервьюируем наших бывших студентов, примерно через год-полтора после выпуска. Около 50% выпускников на этом этапе находят работу в учреждениях культуры, и в основном в музеях.

– Оторвано ли музейное образование от музейной практики? И если да, то что делает Академия Reinwardt, чтобы сократить этот разрыв?

– Мы в авангарде – в том, что касается разработки и внедрения современных моделей, Reinwardt – ведущая институция. Так что как такового разрыва в общем-то нет. Можно говорить об отдельных проблемных зонах – например, в области музейного digital.

Из четырех лет бакалавриата суммарно год студенты проводят непосредственно в гуще музейной жизни, приобретая практический опыт в музеях. Прибавим к этому еще и трехмесячную стажировку, включенную в программу магистратуры, и получим полноценное подключение актуальной практики к образовательному процессу.

– Как вы выбираете лекторов для вашей программы?

– Мы знаем музейный мир, и музейный мир знает нас. Поэтому у нас есть возможность выбрать лучших из лучших.

– Как часто приходится актуализировать программу? Как быстро музейная сфера меняется сегодня?

– Наша учебная программа незначительно меняется ежегодно, исходя из окружающих реалий. Раз в шесть лет мы пересматриваем весь учебный план, полностью его обновляя. Музейная сфера меняется. Быстро или медленно? Это зависит от угла зрения.

Виртуальное и цифровое воздействие идет быстро; в сети и на выставках. Но сами организации меняются значительно медленнее.

Меняется ли сфера в целом? Она становится более открытой. В наши дни музей – это часть более широкой институции с различными видами деятельности.