Разработанный по указанию Сталина «ЗИС-115» выставлен в Открытых фондах

1069
0

Автомобиль «ЗИС-115», разработанный по личному указанию Сталина, теперь можно увидеть в Открытых фондах Политехнического музея.

Сталин использовал модель «ЗИС-115» в качестве основного служебного автомобиля. Два автомобиля находились в Ленинграде, около десяти в Москве и на загородных дачах, остальные – в Крыму, на Северном Кавказе, в Сочи и в Закавказье. Всего до наших дней дошло 8 экземпляров автомобиля «ЗИС-115». Один из них на днях переехал из хранилища в Люблино в Открытые фонды Политехнического музея, где его может увидеть любой желающий. Для перемещения тяжелой бронированной машины пришлось заказывать специальный эвакуатор повышенной грузоподъемности.

Вы можете записаться на экскурсию в Открытые фонды – они проходят по вторникам, средам, четвергам и субботам.
Адрес: Технополис «Москва», Волгоградский проспект, д. 42, стр. 5
Телефон для справок: +7 495 780−60−26
E-mail: open-storage@polymus.ru

Созданный в 1945 году коллективом московского завода «ЗИС» автомобиль «ЗИС-110» соответствовал самым высоким требованиям тех лет и был прекрасной моделью представительского класса. Однако Сталин, панически боявшйися покушений, потребовал сделать для себя особенный, сверхбезопасный вариант автомобиля. Работы над созданием автомобиля «для товарища Сталина» велись параллельно с выпуском серийного «ЗИС-110». Первоначально модель получила имя «ЗИС-110С», но затем ее переименовали в «ЗИС-115». К 1947 году работы над созданием «шестиместного автомобиля скрытого бронирования» были завершены.

При создании «ЗИС-115» учитывалось главное требование Сталина: броневой защите автомобиля не должны быть страшны мины, гранаты, автоматный или пулеметный огонь. При этом внешне бронированная версия не должна была ничем отличаться от серийной версии «ЗИС-110».

Производство «ЗИС-115» было строго засекречено. Вначале на военном заводе близ Подольска изготавливалась так называемая бронекапсула (она же «изделие №100»), затем к ней приваривались все составляющие кузова. При изготовалении машины использовался самый лучший на тот момент броневой лист, а броневая защита, перед тем как оказаться у сборщиков, проходила предварительные испытания на специальном полигоне.

Легенда утверждает, что когда автомобиль был готов, Сталин задал конструкторам вопрос о гарантиях защиты. Конструкторы ответили, что броня автомобиля – «согласно проведенным расчетам» – должна выдержать обстрел из автоматического оружия. Тогда Сталин «предложил» конструкторам на себе испытать надежность защиты: автомобиль с конструкторами обстреляли из автоматов, а затем осмотрели. Внутрь не проникла ни одна пуля, после чего комиссия сразу же приняла новую модель автомобиля.

Толщина пуленепробиваемых стекол «ЗИС-115» – 70 мм. Стекла дверей перемещались в своих проемах лишь наполовину, причем вниз они опускались за счёт собственного веса поворотом специального барашка, а вверх поднимались с помощью гидравлических домкратов, вмонтированных внутрь двери. Помимо усиленных замков дверей на обеих задних и правой передней дверях имелись массивные цепочки для предотвращения нежелательного открытия. Дверь весила около 300 кг. В некоторых лимузинах «ЗИС-115» устанавливались кондиционеры. Компрессор находился под капотом, а сама установка была установлена в багажнике.

Воздуховоды шли прямо в салон и располагались по обе стороны от заднего стекла. Сидения набивались гагачьим пухом и обивались дорогим сукном. Передние сиденья были обшиты кожей. В специальной литературе говорится, что по сравнению с серийной моделью в «ЗИС-115» отсутствовала стеклянная перегородка между водительским местом и салоном. Якобы Сталин при посещении завода обронил фразу: «У меня нет секретов от народа, перегородку можно не ставить». Однако в экземпляре автомобиля, находящемся в Политехническом музее, такая перегородка есть.

У автомобиля двойное днище, двойная крыша и усиленная задняя стенка. У «ЗИС-115» была усилена подвеска, мосты были несколько иной конструкции, а двигатель был форсирован со 140 у «ЗИС-110» до 162 л.с. Скорость автомобиля составляла немногим более 100 км/час, по сравнению со 140 км/час у «ЗИС-110».

Внешне «ЗИС-115» мало чем отличался от серийного автомобиля «ЗИС-110». Отличия можно заметить лишь вблизи. На «ЗИС-115» были установлены центральная противотуманная фара и два спецсигнала. Кроме того, был увеличен размер шин (7,50 — 17 вместо 7,50 – 16) без белых боковин, а у заднего крыла был сделан соответствующий вырез с внешней стороны. Под более выпуклыми колпаками колес скрывались усиленные ступицы мостов.

Всего в 1948−1949 гг. было выпущено 32 (по другим данным 38) лимузинов «ЗИС-115».