Science art: шаг из настоящего в будущее

918
0

Политехнический музей в партнерстве с Музеем современного искусства «Гараж» открыли Polytech.Science.Art Week – ежегодную фестивальную неделю – она продлится с 7 по 13 декабря в Образовательном центре музея «Гараж».

В тот же вечер начала работу отчетная выставка программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии» «О происхождении нового» (7–20 декабря). Она, с одной стороны, подводит итоги, рассказывает о проектах, родившихся в мастерских 2015 года. Но с другой – каждый из представленных здесь объектов – мост в будущее, прообраз нового, первичное скопление клеток, из которых еще только должен развиться организм.

Так, Plastifique biofarm – футуристический концепт биофермы, где генетические модицифированные муравьи существуют в симбиозе с бактериями и грибами, разлагающими пластик. Елена Никонорова, одна из авторов проекта, рассказала о перспективах – это и дальнейшие научно-художественные исследования, и совместная работа с генетиками.

Еще один объект – инсталляция «Способы коммуникации» Анастасии Кизиловой. Участница мастерской Михала Бжезинского работает над созданием прототипа биоинтерфейса, который бы улавливал сигналы растений и помогал людям их считывать.

Анастасия Кизилова рассказала, почему биоинтерфейс – не фантазия, а именно научное искусство.

«Я оказалась в мастерской Михала благодаря моему проекту “Суккулентотерапия”. Это коммуникативная практика, в которой фигурируют растения-суккуленты. За два года наблюдений я заметила, что они реагируют на взаимодействие с людьми, – впрочем, в научной среде этим вопросом занимаются уже довольно давно. Идея коммуникации с растениями при помощи биоинтерфейса возникла, когда Бжезинский подробно рассказывал про код, который он использует для считывания сигналов. Недавно я узнала, что ученым из Университета Линчепинга удалось изготовить электронные схемы внутри розы. Технология достаточно уникальная: живые сосуды пропитываются полимером PEDOT-S:H, после чего начинают проводить электрический ток или менять свет при разном напряжении, создавая «живой дисплей». В принципе, это попытка превратить растение в биологический компьютер с микросхемами и экраном. Так что биоинтерфейс – это не фантазия, а размышления о технологиях будущего, основанные на научных достижениях последних лет.

<…> Биокомпьютер – это попытка уйти от антропоцентризма. На этой планете существует множество форм жизни. Почему бы нам не попытаться узнать мир таким, каким его воспринимают растения?»

Творческая коллаборация Питера Кирна, ::vtol::, Юлии Глуховой и Натальи Фукс представила премьеру аудиовизуального перформанса «Синестетическая симфония». Главным инструментом и смысловым центром перформанса стала светомузыкальная установка «Кристалл» 1964 года, реконструкция которой началась во время мастерской «Синестетические машины».

Анастасия Максимова, руководитель проектов центра «Прометей» (Казань)

«Внешняя оболочка “Кристалла” осталась прежней, но он обрел новые возможности. Благодаря компьютерным технологиям и усилиям замечательных::vtol:: и Ильнура Мустафина в нем сегодня соединились аналог и цифра. Так что технологическое искусство было в России уже пятьдесят лет назад. Об этом надо знать. Я надеюсь, что этот светомузыкальный инструмент займет в дальнейшем почетное место в Музее светомузыки, который, надеюсь, появится в Казани».

Здесь правильным будет напомнить: у фестивальной недели есть специальная подпрограмма «Музыка и технологии». Каждый вечер Polytech.Science.Art Week будет завершать актуальная экспериментальная музыка.

Инсталляция «Квантовое телевидение» Василия Дмитриева дает возможность вступить во взаимодействие с искусственным цифровым миром, дискретной средой, существующей по собственным законам, в норме не учитывающим человека как фактор. В точке соприкосновения рождаются новые сущности – каждый может поставить собственный эксперимент, наблюдая, как неживая среда реагирует на живое, как структура переваривает хаос.

В продолжение темы новых сущностей Андрей Кузнецов, руководитель Лаборатория изучения интеллекта, рассказал о проекте «Эмпатическая машина». Идея родилась во время недавней мастерской Паскаль Полье-Грин, и разработка ее – дело следующего сезона Polytech.Science.Art.

«Если очень кратко, – рассказывает Андрей Кузнецов, – это нечто, возникающее в момент соединения нейросистем, искусственной и биологической. Когда вы начинаете работать за компьютером, а компьютер начинает работать с вами, возникают сущности, которые ведут себя совершенно автономно. Это проблема мирового масштаба. Именно эти сущности мы и будем детально изучать. Спасибо организаторам, что уже сейчас они представляют на суд публики такие инновационные, можно сказать, полуразрешенные вещи, дают возможность с ними познакомиться. Для науки, вдохновения, новых открытий это очень хорошо».

На открытие фестивальной недели прилетели из Мексики Наум и Але де ла Пуэнте, участники проекта «Причины гравитации». В 2014 году группа мексиканских медиахудожников при поддержке Политеха отправилась в Звездный городок, чтобы получить опыт переживания невесомости, выхода из поля действия гравитации и входа в него. Видеоинсталляция «Гравитация ON/OFF» документирует процесс концептуализации проекта.

Выставка будет работать в Образовательном центре музея «Гараж» до 20 декабря, а Polytech.Science.Art Week продлится до 13 декабря.

Расписание события Polytech.Science.Art Week

Куратор программы «Polytech.Science.Art: Наука.Искусство.Технологии»Наталья Фукс.

В этом году Polytech.Science.Art Week организована в партнерстве с Музеем современного искусства «Гараж».