Стану тебе сестрой

306
0

С 1914 по 1916 годы в стенах Политехнического музея был открыт лазарет для военных, пострадавших на полях сражений. Сестрами милосердия в нем были сотрудницы музея и жены его работников. Одна из них — Мария Уильямс — собрала фотоснимки А.Н. Зографа, сделанные здесь в эти годы. Век спустя этот альбом позволил создать выставку «Наука спасения», которая 5 сентября открылась в здании Политеха на ВДНХ (павильон №26). Экспозиция будет работать целый месяц — до 5 октября — и останется бесплатной для всех гостей.

Эта выставка идеальна для самостоятельного посещения и доступна для восприятия без комментариев экскурсовода, на эмоциональном уровне. Вместо стен здесь гигантские белоснежные занавеси, на одной из которых можно увидеть военную кинохронику. Витрины — металлические кровати, на которых разместились хирургические инструменты столетней давности, купюры начала века, большой граммофон брусничного цвета, миниатюрная керосиновая печка со слюдой и эмалью, журналы, настольные игры, карты военных действий, коробочки для зубного и мыльного порошка, письма из дома — словом, все, что нужно было человеку, который оказался в госпитале. На выставке звучат аудиозаписи стихов о войне, перемешанные со звуком шагов, топотом копыт, отдаленными хлопками взрывов. В зале «Науки спасения» можно рассмотреть фотографии сестер милосердия, напечатанные в полный рост на полупрозрачном пластике, — и увидеть их так же, как 100 лет назад видел фотограф. На выставке светло, и она оставляет невероятное пронзительное впечатление печали и тепла, одновременно повествуя о трагическом историческом опыте.

Главная идея «Науки спасения» — в том, что война недопустима, и ничто не может ее оправдать. Здесь чувствуется, к чему приводят вооруженные конфликты, — и сотрудники Политехнического музея в 1914, 1915 и 1916 годах испытали это на собственном опыте. К примеру, Мария Уильямс, благодаря которой сегодня у нас есть фотохроника тех лет, во время войны была дежурной по госпиталю. В ее обязанности входило «общее наблюдение за платьем раненых» и «раздача им при выписывании из лазарета белья и пособий». Муж Марии, Владимир Уильямс, работал в музее и был членом-секретарем Исполнительной комиссии по организации и содержанию лазарета.

Госпиталь занимал несколько помещений в историческом здании Политеха на Новой площади: большую аудиторию на 450 человек, комнаты Технического и Сельскохозяйственного отделов. Распоряжение о создании лазарета вышло в середине августа 1914, а уже 8 сентября того же года он открылся для раненых с фронта. Многие сотрудники музея бросили свою привычную работу и занялись обязанностями сестер милосердия и обеспечителей госпиталя. Они рассматривали пациентов как часть своей аудитории — и здесь им очень пригодились вещи, книги и кинопленки из коллекции Политеха.

С 1914 по 1916 через лазарет прошло больше тысячи раненых: в основном, рядовых солдат. Здесь их не только лечили и выхаживали, но и старались помочь психологически. Для пациентов устраивались просмотры фильмов из коллекции музея, концерты и чтения, на которые даже приезжали раненые из других московских госпиталей. В палате на 60 коек стоял граммофон, так что пациенты могли слушать музыку. Здесь были красивые светильники и картины, карта, на которой отмечались передвижения войск («Карта великой европейской войны»), карта Италии и Дарданелл, а также правила оказания помощи и поведения в госпитале. Раненным давали книги и журналы, теплые халаты, свежее постельное белье и шерстяные одеяла, кормили их три раза в день и дважды в день давали чай. Шкафы с экспонатами оказались на заднем плане: их закрыли тканевыми ширмами или убрали. На Рождество в палате устанавливали елку, увешанную бусами, гирляндами и самодельными украшениями и устраивали для пациентов небольшой праздничный ужин, организованный на пожертвования работников Политеха.

Время работы выставки:
вт.-пт.: 10:00 — 20:00
сб.-вс.: 10:00 — 21:00
пн. – выходной день
Вход свободный.