XVI международная конференция «История науки и техники. Музейное дело»

490
0

Уважаемые коллеги! Приглашаем вас принять участие в работе XVI Международной научно-практической конференции «История науки и техники. Музейное дело», которую планируется провести в Москве с 14 по 15 декабря 2022 года.

Тема конференции 2022 года: (Ре)конструкция научных практик прошлого и настоящего

Организаторы конференции:

  • Политехнический музей
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Исторический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова
  • Институт истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН
  • Ассоциация содействия развитию научно-технических музеев «АМНИТ»
  • Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

Мы будем рады видеть в качестве участников конференции историков, социологов, философов, культурологов, антропологов, политологов и музейных специалистов, в фокусе профессиональных интересов которых находится история науки, технологий и техники в России со второй половины XIX века по сегодняшний день. В этом году мы предлагаем обсудить, как происходят научные открытия. Что может дать изучение экономических аспектов профессиональной и частной жизни научных семей? Как запросы общества влияли на инженерную мысль? Имеет ли значение презентация достижений для развития науки и образования? Как менялись приемы и технологии репрезентации результатов научных исследований? Как исследовать научные биографии в XXI веке? Что могут дать коллекции научно-технических музеев историческим исследованиям?
Эти и другие вопросы мы предлагаем обсудить в рамках секций конференции, предложенных нашими постоянными и новыми партнерами: исследовательскими группами и центрами из ведущих научно-исследовательских институтов и университетов.

ПРОЕКТЫ СЕКЦИЙ

Раздел 1. «Наука снова в действии».

Стратегии и механизмы научных исследований

1. Парадоксы антропоцена: неопределенность в социальных исследованиях климата
Секция предложена Центром STS, ЕУ СПб

Неопределенность будущего — неустранимая характеристика человеческого существования, и она ощущается лишь острее по мере того, как мир вступает в эпоху антропоцена. Сегодня сама история делает глубокое понимание неопределенности — ее форм, источников и последствий — настоятельной задачей для социальных ученых. В социологии, экономике и политической теории сформировался обширный пласт литературы, посвященной способам преодоления неопределенности. Долгое время она воспринималась как угроза основаниям социального порядка. Однако мышление в эпоху антропоцена требует иного взгляда на проблему неопределенности. Так, науки о Земле и климатических изменениях постоянно имеют дело с непредсказуемыми процессами, но перед ними не стоит задача бороться с ними любой ценой. Возможно, социальные ученые и климатологи способны отказаться от контроля над природой, чтобы найти новые подходы к исследованию неопределенности, учитывающие практический опыт неясного будущего. Мы приглашаем на нашу секцию социологов, историков, антропологов, политологов, занимающихся исследованиями климата и антропоцена, а также проблематикой неопределенности, рисков и нелинейных процессов. Возможные темы включают: производство знания о климате и Земле в российской науке; климатический скептицизм; глобальное потепление и социальную справедливость; климатические изменения и междисциплинарную экспертизу; общественное понимание антропоцена; гражданскую науку и науки о Земле; устойчивое развитие и стандарты ESG; роль научного знания в экологических протестных движениях.

2. Драйверы и барьеры научных открытий и технологических инноваций в историческом, антропологическом и социологическом измерениях
Секция предложена НИУ ВШЭ и Политехническим музеем

Как происходят научные открытия и технические изобретения? Можно ли считать их исключительно прорывами индивидуального гения или за ними кроются сложные пересечения социальных векторов и переплетение противоречивых обстоятельств? Почему в некоторые эпохи изобретения и открытия следуют одно за другим, а иногда их не случается? Какую роль в появлении нового в мире науки, техники и технологий играет общество и его коммуникационные механизмы? В чем причина востребованности одних изобретений и невостребованности других? Как происходит передача инноваций между различными обществами и сообществами? Мы предлагаем поговорить о том, как возможно рациональное изучение изобретений, открытий и инноваций, что могут внести социальные науки в наше понимание этих феноменов и каковы перспективы их междисциплинарного анализа.

Раздел 2. «Наука и жизнь».

Влияние социальных и экономических вызовов на научные практики

1. Экономическое измерение истории научных семей, династий, кланов: приоритеты, достижения, эффективность
Секция предложена ИИЕТ РАН им. С.А. Вавилова и Политехническим музеем

Научные семьи, династии, кланы внесли существенный вклад в историю российской науки. Исследование социальной истории российской науки с фокусом на таких важных акторах, как научные семьи, позволяет по-новому прочесть существующие источники и увидеть, как в научных средах преломляются глобальные социальные и политические процессы. В этот раз мы предлагаем обсудить экономическое измерение истории семей в науке. Можем ли мы оценить экономические эффекты от совместной работы родственников в научных коллективах, от передачи знаний и навыков внутри научных династий? Как строятся экономические отношения внутри научных семей? К чему приводят конфликты экономических интересов семей с интересами институтов, организаций, общества? Как оценить экономические последствия так называемого стеклянного потолка, мешающего женщинам подниматься на верхние ступени карьерных лестниц в научном мире? Можно ли усмотреть влияние семей, кланов, династий на такие практики, как казнокрадство и меценатство в научной сфере?

2. Запрос на мобильность населения и развитие инженерной мысли — история и современность пассажирского транспорта
Секция предложена Центром истории промышленности и транспорта, ЦАГИ и группой «Национальные авиационные проекты в России и Франции в первой половине ХХ века: предпосылки, акторы, контексты»

С середины XIX века в обществе начали развиваться практики, требующие все более активного перемещения людей. Освоение новых территорий, развитие промышленных объектов, миграция, массовый и индивидуальный туризм, научные и военные экспедиции. Секция ориентирована на обсуждение связи между требованиями общества и возможностями транспортных систем и устройств. Что, при каких обстоятельствах и в какие эпохи являлось стимулами движения инженерной мысли: функциональность, комфорт, безопасность, доступность, экономичность? Мы хотели бы пригласить обсудить, как инженерные идеи воплощались на практике, как действительность вносила коррективы в замыслы планировщиков, как административная воля вступала в противоречие с техническими возможностями? Как в транспортных технологиях воплощалось представление о границах между личным и общественным?

3. Советская «витринная» дипломатия: передовые, адаптивные и заимствованные практики в сфере науки и образования
Секция предложена Центром междисциплинарных гуманитарных исследований РГГУ

Советская эпоха, насущные задачи признания советского строя и его достижений за рубежом побуждали политический режим на том или ином историческом этапе обращаться к потенциалу публичной или «витринной» дипломатии в сфере науки и образования, когда формировались, возрождались или трансформировались институты или организационные практики, позволяющие получить презентуемый за рубежом эффект — достижения. В их числе — открытия, научные и образовательные проекты, практики организации науки и ее администрирования, с гордостью демонстрируемые СССР. В центре дискуссии в рамках секции — обсуждение «витринной» составляющей научной политики, уточнение стратегий и инструментов презентации научных достижений и формирования образа социалистической науки на том или ином этапе советского внешнеполитического курса. К обсуждению предлагаются характерные уникальные кейсы, объединенные общей целью — впечатлять.

Раздел 3. Научные исследования — история способов репрезентации

1. Технологии перевода научного знания в популярные формы: два века истории
Секция предложена НИУ ВШЭ и Политехническим музеем

Все более сложное устройство современных обществ предполагает возрастающую осведомленность граждан относительно развития новейших технологий и достижений научной мысли. За последние полтора века формы коммуникации науки с обществом претерпели заметные изменения: наряду с монологичными форматами – научно-популярные журналы, лекции с диапозитивами, наглядные опыты и научно-популярные фильмы и телепередачи – появился запрос на более вовлекающие способы диалога – научные кафе, дискуссионные клубы, иммерсивные выставки, инициативы на стыке науки и искусства. Как вырабатывались приемы в области популяризации научного знания? Насколько особенности технологий, которые для этого использовались, меняли само знание? Регулировало ли государство популяризацию науки? Какие общественные структуры создавались для передачи знания и как они работали? Как повлияло применение технологий популяризации знания на науку и общество?

2. Научные подходы и технологии виртуальной реконструкции историко-культурного и индустриального наследия России
Секция предложена Центром экономической истории МГУ им. М.В. Ломоносова

Проблематика научно-практической области, связанной с сохранением и изучением историко-культурного наследия, значительно расширилась в течение последних двух десятилетий за счет новых технологий трехмерного моделирования. Эти технологии позволяют создавать виртуальные реконструкции объектов историко-культурного наследия, утраченных полностью или частично, на базе сохранившихся источников (визуальных, описательных и др.). В России и ряде других стран реализованы проекты по созданию таких реконструкций, включая также объекты научно-технического и индустриального наследия. На секции предполагается обсудить как новые сферы приложения технологий 3D-моделирования, так и новые методические подходы (например, VR-технологии, позволяющие визуализировать и моделировать производственные процессы прошлого).

3. «Дело житейское»: материальные миры и пространства научной биографии
Секция предложена Центром междисциплинарных гуманитарных исследований РГГУ

История науки соприкасается с историей идей, рассказывая миру о научных открытиях и изобретениях прошлого. Однако познакомиться с человеком, подарившим миру то или иное открытие, помогает нам история повседневности в ее материальном и пространственном измерении. Повседневное — это привычное, обычное и близкое, вынужденное и сознательно конструируемое, ограничивающее и мотивирующее, трагическое и оптимистичное. Именно повседневность структурирует и упорядочивает контуры профессиональной биографии, обозначая особый социальный портрет научного сообщества. Одновременно она дифференцирует, маркирует различие групп в его составе — возрастных, дисциплинарных, территориальных и квалификационных. В центре обсуждения секции окажется неудобная — экономическая и бытовая — проблематика: жилищный вопрос, материальное стимулирование и ограничения, доступ к сфере услуг и их лимитированность. Также мы рассмотрим обособленный «заповедный» мир советского научного сообщества: с его кооперативным строительством и дачными поселками, специфично организованной сферой досуга и медико-социальным обслуживанием с акцентом на их таргетирующую и иерархизирующую функцию. Предложенный фокус дискуссии рельефно раскроет эмоциональный ракурс восприятия профессии ученого, ее ограничения и возможности.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СЕКЦИИ

1. Историческая наука в пространстве научно-технических музеев
Секция предложена Политехническим музеем и Ассоциацией содействия развитию научно-технических музеев «АМНИТ»

Секция посвящается 150-летию со дня основания Политехнического музея (Московского музея прикладных знаний) и 90-летию Института истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН. В рамках работы секции мы предлагаем отметить наиболее важные аспекты деятельности и яркие события из истории этих значимых для отечественной культуры институций, осветить картину и историю в деталях их взаимодействия и взаимовлияния.

Мы приглашаем наших коллег — сотрудников музеев, ученых, историков, специалистов в области изучения и сохранения культурного наследия — обсудить специфические цели и методы собирания технических и научных коллекций в региональных, краеведческих, университетских и ведомственных музеях, поговорить об истории и современной практике создания музейных собраний и стратегии их исследования. В том числе мы предлагаем рассказать как о биографиях собирателей, хранителей и исследователей музейных коллекций, так и об истории деятельности организаций, работающих в области популяризации отечественного культурного наследия и распространения научно-технических знаний.

Мы планируем организовать обсуждение следующих вопросов: место и роль исторических исследований в пространстве разных научно-технических музеев; формы сотрудничества историков и музейных специалистов при планировании и создании экспозиций научно-технических музеев; новые решения (технологии и устройства) в музейных проектах и просветительских программах; публичный профиль научно-технического музея и проблемы аудитории.

2. Междисциплинарные практики в исследованиях по истории науки и техники для музеев
Секция предложена Институтом истории естествознания и техники им. С.И. Вавилова РАН

Междисциплинарность является характерной чертой современного этапа развития науки. В истории науки и техники междисциплинарный подход, опирающийся на синтез методов и результатов разных областей научного знания, проявляется особенно ярко. В историко-научных и историко-технических исследованиях используются теоретические и практические достижения естественных, технических, а также гуманитарных и социальных наук. Это позволяет расширить трактовки исторических фактов и событий, определить новые направления исследований и получить важные результаты, раскрывающие сложные взаимосвязи развития науки и общества, науки и власти, науки и культуры.

В рамках секции планируется представить успешные практики междисциплинарных исследований, обсудить возможности применения разных методов исследования в истории науки и техники, практике музейной деятельности, наметить перспективные направления и формы таких работ.

ПОДАЧА ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНФЕРЕНЦИИ

  • Заявки на участие в конференции принимаются до 20.09.2022 года включительно. Заявки, поступившие позже этого времени, рассматриваться не будут.
  • Авторы будут уведомлены по электронной почте организационным комитетом о принятии или отклонении их тезисов после 10.10.2022 года.
  • Один автор может подать одну заявку. Заявка должна включать тезисы выступления объемом не менее 2000 и не более 4000 знаков. Оргкомитет оставляет за собой право отклонять заявки, не соответствующие требованиям.
  • Данные, предоставленные авторами заявок, будут использованы для информационных рассылок конференции и при публикации программы. Просим быть внимательными при заполнении формы заявки.

ПОДАТЬ ЗАЯВКУ

Организационный взнос не взимается.

По итогам работы конференции планируется издать сборник материалов. Тезисы докладов, включенных в программу конференции, будут доступны на сайте Политехнического музея во время работы конференции.

Контактные телефоны:

Организационные вопросы

  • Татьяна Александровна Глушкова
    +7 (916) 008−12−05; +7 (495) 730−54−38, доб. 11−86.
  • София Александровна Шипова
    +7 (926) 649−68−35

Новости музея