«Авангардная музеология»

Конференция
1.10.15—4.10.15
Политех на ВДНХ
16+
749
1

Описание

Добавить в календарь

Политех принял конференцию, посвященную выходу антологии «Авангардная музеология» под редакцией Арсения Жиляева. Конференция, как и книга, подготовлены фондом V-A-C.

Издание представляет собой сборник архивных документов и текстов конца XIX – начала XX века, посвященных проектам инновационных музеев, стремящимся преодолеть традиционные институциональные границы. Большая часть материалов не переиздавалась ранее и составляет забытую часть истории музейного дела, предугадывающую многие открытия современного искусства XX и XXI веков. Антология делится на три большие части: русский космизм, исторический авангард и марксистская материалистическая диалектика. Среди авторов Николай Федоров, Андрей Платонов, Александр Богданов, Михаил Бехтерев, Казимир Малевич, Александр Родченко, Иван Пунин, Надежда Крупская, Александр Федоров-Давыдов и другие. Книга издана на русском и английском языках, английское издание совместно с e-flux, при поддержке фонда Kadist.

В ходе конференции был освещен ряд вопросов, поднятых в книге: авангардную музеологию, радикальные кураторские практики, включая феномен художника как куратора, марксистскую традицию в истории музейного дела, а также особенности русского космизма и его влияние на идеологию музейного строительства. Помимо самого составителя к участию в конференции были приглашены: Пит Белкин – художник, куратор фонда Kadist, исследующий феномен поп-ап выставок и особенности институциональной интервенции как художественной практики; Антон Видокле (Anton Vidokle) – художник и сооснователь e-flux, который представит свой новый художественный проект; Анастасия Гачева – заведующая библиотекой Николая Федорова, специалист по русскому космизму; Наталья Сидлина – советник по российскому искусству в музее Tate Modern в Лондоне; Чарльз Станкевич (Charles Stankievech) – художник, исследующий двойственную природу художественной и кураторской деятельности; Олеся Туркина — критик и куратор, ведущий научный сотрудник Русского музея в Санкт-Петербурге.

Визуальным дополнением конференции стала поп-ап-выставка Арсения Жиляева, осмысляющая феномен временных выставок нехудожественного профиля.

Арсений Жиляев (Москва, Воронеж) – художник, куратор, живет и работает в Воронеже и Москве. В своем творчестве обращается к переосмыслению наследия советской музеологии. Осуществлял проекты в Третьяковской галерее, Музее «Пресня», фонде «Кадист».

Пит Белкин (Сан-Франциско) художник, куратор. Один из кураторов фонда Kadist (Париж, Сан-Франциско). В рамках конференции прочтет доклад об истории и особенностях поп-ап-выставок, а также подготовит программу показов видеоработ из коллекции фонда Kadist, которые состоятся 2 октября.

Антон Видокле (Нью-Йорк) – американский художник, куратор, основатель и редактор электронного издания e-flux. Представит новую работу, которая является второй частью трилогии, посвященной проблематике русского космизма. Первая часть триптиха была показана в «Гараже» летом 2015 года.

Анастасия Гачева (Москва) – доктор филологических наук, специалист по истории русской религиозной философии и русскому космизму, заведующая Библиотекой-музеем Н.Ф. Федорова. Представит доклад о проекте «Воскрешающего музея» Н.Ф. Федорова, а также об идеях и практиках русского космизма.

Наталья Сидлина (Москва, Лондон) – искусствовед, специалист по конструктивизму. Куратор реэкспозиции постоянной коллекции Третьяковской галереи на Крымском Валу, советник по российскому искусству в галерее Тейт Модерн, создатель выставки «Космонавты: рождение космической гонки» в лондонском Музее науки.

Чарльз Станкевич (Торонто) канадский художник, куратор и теоретик искусства, директор визуальных исследований факультета архитектуры и дизайна Университета Торонто. Интересуется проблемами неопределенности традиционных представлений о произведении искусства как артефакте, изменчивости ролей художника и куратора в рамках институциональной системы и вне ее.

Олеся Туркина (Санкт-Петербург) – ведущий научный сотрудник отдела новейших течений Русского музея, критик и куратор многочисленных выставок, в том числе посвященных космосу, действительный член Федерации космонавтики России, руководитель магистерской программы «Кураторские исследования» на факультете свободных искусств и наук СПбГУ. Представит доклад об истории репрезентации космоса в искусстве от авангарда до наших дней.

Программа конференции

1 октября

11:00–11:30 Приветственное слово Натальи Сергиевской, Арсения Жиляева, Катерины Чучалиной
11:30–12:00 Арсений Жиляев – Авангардная музеология. К истории одного пилотажного эксперимента
12:00–13:00 Анастасия Гачева – «Воскрешающий музей» как проект. Идеи и практики русского космизма
13:00–14:00 Наталья Сидлина – «Космонавты: рождение космической гонки». Инновационный подход к экспонированию объектов из внемузейного сектора
14:00– 15:00 – Обед
15:00–16:00 Пит Белкин – Поп-ап-выставки, интервенции и художественная оккупация институций
16:00–16:30 Антон Видокле – «Музей бессмертия»
16:30–17:30 Олеся Туркина – «Выход за ноль»: репрезентация космоса в искусстве от авангарда до наших дней
17:30–18:30 Чарльз Станкевич – «Контрразведка»: методологическое исследование субъективно-перформативной роли художника/куратора

Программа показов видеоработ из коллекции фонда Kadist, куратор Пит Белкин

2 октября

19:00 Вступительное слово Пита Белкина
19:20 Will Rogan – «Eraser», 5 мин. 53 с.
19:30 Ho Tzu Nyen – «Cloud of Unknowing», 28 мин. 20 с.
20:00 Oliver Laric – «Versions», 6 мин. 17 с.
20:10 Laurent Montaron – «What remains is future», 5 мин. 24 с.
20:20 Sun Xun – «21ke», 26 мин. 57 с.
20:50 Вопросы и дискуссия

Фонд V-A-C – некоммерческая институция,‬ основанная в 2009 году в Москве, деятельность которой направлена на развитие современного‬ искусства в России посредством выставочных, образовательных и издательских проектов.‬ Разрабатывая свою программу в сотрудничестве c международными институциями,‬ фонд V-A-C оказывает поддержку профессиональному развитию российских‬ художников, кураторов и исследователей. Признавая возрастающую значимость‬ искусства, создаваемого в России, и новой генерации российских художников,‬ V-A-C предоставляет‬ возможности для создания новых работ,‬ производства выставок, а также каталогов и публикаций.