Философия искусства сегодня

Конференция
27.11.14—29.11.14
ГМИИ им. А.С. Пушкина, Мусейон Отдел личных коллекций ГМИИ им. Пушкина ГМИИ им. А.С. Пушкина
0+
4242
1

Описание

Добавить в календарь

27–29 ноября 2014 г. в Москве прошла Международная конференция «Философия искусства сегодня». Конференция организована Политехническим музеем совместно с Художественным фондом «Московская биеннале».

Что представляет собой сегодня систематическая философия искусства? Возможна ли она вообще, принимая во внимание состояние современной культуры, характеризуемое постоянным расширением поля используемых практик и трансформацией институционального, социально-исторического и научного контекстов? Как повлияло на развитие современного искусства активное использование художниками технологических и научных достижений? В каких отношениях находится современное искусство с искусством новых медиа, технологическим и научным искусством?

Традиционно Политехнический музей и Художественный фонд «Московская биеннале» проводят собственные международные конференции. В 2014 году их объединила тема современной философии искусства. Возможна ли философия, которая могла бы объединить частное и общее? Решить глобальные проблемы современности, обращаясь также к философии науки и технологии? Откуда бы такая философия брала инструменты и концепты?

Совместная конференция Политехнического музея и Художественного фонда «Московская биеннале» — это попытка рассмотреть онтологический статус искусства, технологии и науки как полиструктурной системы.

Конференция прошла при поддержке Посольства Франции и Посольства Финляндии в РФ.

Для тех, кто пропустил открыте лекции, мы записали главные тезисы выступающих:

Участники

Тимоти Дракри (Timothy Druckrey, США) — арт-критик, писатель, философ, историк медиаискусства, теоретик медиа и куратор. Исследует влияние цифровых медиа на современную культуру, трансформацию репрезентации произведений искусства, коммуникацию в интерактивной среде. Одной из его наиболее важных теоретических работ стал сборник «Culture on the Brink: Ideologies of Technology» (1994). Редактор серии «Электронная культура: История, теория, практика» (MIT Press). Преподает в MICA, был профессором Академии прикладных искусств в Вене (Австрия), а также Richard Koopman Distinguished Chair for the Visual Arts в University of Hartford (2005). Куратор международных выставок «Technical Visions» в Австрии, «Photography After Photography» в Германии, «Digital Diaspora» в Великобритании, «Telepolis» в Люксембурге и Фестиваля интерактивных медиа (The Interactive Media Festival) в США.

Нина Мёнтманн (Nina Möntmann, Германия) — куратор, критик и писатель. Профессор в Королевском университетском колледже изобразительных искусств в Стокгольме, где она возглавляет кафедру «Теории искусства и истории идей». До 2006 г. была куратором в NIFCA (Хельсинки), где курировала выставки «Пространства конфликта» (Rooseum, Мальме; Secession, Вена; Kunst-Werke, Берлин; Национальный музей искусства, архитектуры и дизайна, Осло; Kunsthalle, Хельсинки) и «Непрозрачность» (UKS, Осло; Secession, Вена). Корреспондент журналов «Artforum» и «Le Monde Diplomatique», сотрудничает с такими изданиями как Parachute, Paletten, Texte zur Kunst и De-Bug. Преподает в университете Гамбурга, в Академии изобразительных искусств в Умео (Швеция) и в Международной академии искусства Палестины в Рамалле, кроме того, является приглашенным профессором Университета искусств в Бремене. В 2005 г. отправилась в Индию в рамках программы Гете Института для художников и кураторов, где курировала выставочный проект «Global village: параллельные экономики в Индии», который был представлен в 2006 году в Frankfurter Kunstverein. Также была куратором Армянского павильона на 52 Венецианской биеннале. Другие проекты: групповая выставка «Общины» (The Power Plant, Toронто, 2008), Manifesta 7 (советник куратора, 2008) и Израильско-палестинский арт-проект «Пороговые пространства».

Эркки Хухтамо (Erkki Huhtamo, Финляндия/США) — всемирно известный исследователь медиа, писатель и куратор. Преподает историю и теорию медиа на Факультете дизайна и медиаискусств в Университете Калифорнии (Лос-Анджелес). Опубликовал множество работ о медиаискусстве и является автором подхода археологии медиа. Также был куратором нескольких международных выставок медиа-арта, в том числе нашумевшего «Alien Intelligence» (Киасма, Хельсинки, 2000) и режиссером телевизионных программ о медиакультуре. Является соредактором «Technoculture and the Arts» и серии книг для University of California Press.

Александр Гарсия-Дуттман (Alexander Garcia-Duttman, Германия) — философ. Изучал философию во Франкфурте-на-Майне в качестве студента Альфреда Шмидта и ученика Теодора Адорно; в Париже был студентом Жака Деррида. Профессор философской эстетики, философии искусства и теории культуры. Преподавал в Стэнфордском университете, University of Essex, Monash University, New York University, Middlesex University и Royal College of Art. Является профессором философии и визуальной культуры в Goldsmiths University of London. Неоднократно преподавал на курсах по теории искусства в Испании, в Universitat Autònoma de Barcelona и Universidad Politécnica de Valencia. Опубликовал ряд книг, многие из которых были переведены на несколько языков.

Мэттью Кенион (Matthew Kenyon, США) — художник. В 1999 году основал SWAMP (Studies of Work Atmosphere and Mass Production) вместе с Дугласом Истерли (Douglas Easterly). Участвовал в многочисленных коллаборациях с художниками, архитекторами и инженерами, в том числе с Маклейн Клаттер (McLain Clutter), Тьяго Рорке (Tiago Rorke) и Wafaa Bilal. Его работы выставлялись по всему миру и входят в коллекции различных культурных институций, включая Музей современного искусства, Нью-Йорк; Exit Art, Нью-Йорк; Научная галерея, Дублин, Ирландия; Эдит Руси, Ольденбург, Германия; Фонд искусства и творческой технологии, Ливерпуль, Англия; SIGGRAPH Art Gallery, Сан-Диего, Калифорния. Обладатель престижных наград, таких как FILE Prix Lux, а также первый приз в VIDA 7.0. Преподавал в Penn State University’s School of Visual Arts на программах новых медиа и междисциплинарной Digital Studio. В этом же учебном заведении основал StudioLab.

Мария Линд (Maria Lind, Швеция) — директор Tensta Konsthall (Швеция), независимый куратор и писатель. В 2008–2010 гг. была директором программы Центра кураторских исследований (Бард колледж, США). До этого являлась директором IASPIS в Стокгольме в 2005–2007 гг. и директором Мюнхенского Kunstverein в 2002–2004 гг. С 1997 по 2001 гг. была куратором в Moderna Museet в Стокгольме и в 1998 году была сокуратором Manifesta–2. В 2009 получила премию Уолтера Хоппса. Сборник ее эссе был опубликован издательством Sternberg Press в 2010 г.

Ольга Киселёва (Olga Kiseleva, Россия/Франция) — современный художник, директор института науки Университета Сорбонна, главный редактор журнала «Plastik Art&Science». Издала по мотивам своей диссертации книгу «Компьютерное искусство как форма диалога» (Cyberart, un essai sur l’art du dialogue. l’Harmattan, Paris, 1998), которая стала одним из первых изданий по медиаикусству в мире. Участвует в выставках и биеннале по всему миру (Венецианская, Стамбульская, Берлинская, Московская и др.). Работы О. Киселевой попадают в крупные частные коллекции (Седрик Лиенарт, Галила Холландер и др.) и собрания музеев (МОМА, ГРМ и др.). Победила в ряде конкурсов современного искусства: «Дикрим» (Dicream) Французского министерства культуры (проект «ДиДжи Кэбин»), «Аркади» (Arcadi, 2004) и др. В 2002 г. Ольга Киселева получила Государственную премию Академии наук Франции, в 2006 г. — награду правительства Сан-Себастьяна за проект «Тьютор», а в 2007 г. — международную премию фонда «Про Арте» (Россия).

Кристофер Финск (Christopher Fynsk, Великобритания/США) — философ. Возглавляет Школу лингвистики и литературы Абердинского университета. Директор центра современной мысли и профессор в Европейской высшей школе в Зас-Фе, Швейцария. Известен своими работами, касающимися политических и литературных аспектов континентальной философии. Труды Финска тесно связаны с философией Мартина Хайдеггера, Мориса Бланшо, Эммануэля Левинаса, Вальтера Беньямина и творчеством современных художников, в том числе Фрэнсиса Бэкона и Сальваторе Пуглиа.

Модераторы

Свен-Олов Валленштейн (Sven-Olov Wallenstein, Швеция) — философ и теоретик культуры, профессор философии в Содерторнском университете (Швеция) и главный редактор журнала «Site». Его исследования посвящены эстетической теории с особым акцентом на визуальные искусства и архитектуру модернизма, немецкий идеализм, феноменологию, критическую теорию и современные философские подходы по изучению желания, силы и субъективности. Его работы включают в себя переводы Дидро, Гегеля и Адорно. До 2012 г. являлся участником исследовательского проекта «Осмысление ощущения: возвращение чувствительности», который был посвящен изучению генезиса эстетики в XVIII веке. С весны 2012 г. — руководитель научно-исследовательского проекта «Пространство, власть, идеология».

Оливер Грау (Oliver Grau, Австрия) — искусствовед и теоретик в области медиаискусства. Профессор изобразительного искусства, глава отделения изобразительного искусства в Дунайском университете (Кремс, Австрия). Специализируется на истории медиаискусства, культуре XIX столетия и итальянском искусстве эпохи Возрождения. Разработал новые научные решения для гуманитарных наук и цифровых гуманитарных наук. После исследований в Гамбурге, Сиене и Берлине и докторской диссертации, Грау читал лекции в берлинском Университете Хумбольда, работал в различных исследовательских лабораториях Японии и США, а защитив докторскую диссертацию в 2003 г., работал профессором в различных международных университетах. Является основателем «ReFresh!» — первой международной конференции по истории медиаискусства, науки и техники (Банф, Канада, 2005).

Ирина Аристархова (Irina Aristarkhova, Россия/США) – преподаватель в Стэмпс Школе искусства и дизайна Мичиганского университета. Автор книги «Гостеприимство матрицы: философия, биология и культура» (Нью-Йорк, 2012) и соавтор Анны Првачки по публикации Документы 13 «Приветственный комитет сообщает…». Редактор сборника «Женщина не существует: современные исследования полового различия» (Москва и Сыктывкар, 1999), научный редактор русского перевода книги Люс Иригарей «Этика полового различия» (Москва, 2005). С 1999 по 2005 вела семинары по теории и эстетике в институте искусств Лассаль в Сингапуре и была директором проекта по теории и искусству новых технологий в Государственном сингапурском университете. Ее бывшие аспиранты работают в Германии, Франции, Сингапуре, Англии и США.

Иосиф Бакштейн (Joseph Backstein, Россия) — искусствовед, художественный критик, куратор, директор Института проблем современного искусства. Куратор выставки Нормана Фостера «Пространство и время», ГМИИ им. А.С. Пушкина, 2006 (Москва), «Ангелы истории. Московский концептуализм и его влияние», MuHKA, 2005 (Антверпен, Бельгия), куратор-координатор 1 Московской биеннале современного искусства (2005), сокуратор выставки «Видео-Зона», биеннале видеоарта (Тель-Авив, Израиль), комиссар и куратор российской экспозиции на 25-ой биеннале в Сан-Пауло (Бразилия), куратор персональной выставки Моны Хатум, «Мера дистанции», ЦДХ, 2002 (Москва), сокуратор международной выставки видеоискусства «На пути к экрану», ЦДХ, 2001 (Москва), сокуратор выставки «Обратные перспективы», художественный центр Edsvik, 2000 (Стокгольм, Швеция), куратор проекта Виталия Комара и Александра Меламида «Сотрудничество с животными», Российский павильон на 48 Венецианской биеннале (1999), куратор выставки «Илья и Эмилия Кабаковы. Московская ретроспектива», 2008 (Москва), сокуратор проекта «Русское искусство: парадоксы истории», Национальная Художественная Академия, 2008−2009 (София, Болгария), куратор выставки «Урок истории», Palais de Tokyo, 2010 (Париж, Франция), сокуратор проекта «Практика повседневности. Молодые русские художники», 2011 (Лондон, Великобритания), куратор выставки Ирины Наховой «Рай», 2014 (Москва).

Место проведения:

  • ГМИИ им. А.С. Пушкина
  • Центр эстетического воспитания «Мусейон», Москва, Колымажный пер., д. 6, стр. 2
  • Отдел Личных Коллекций, Москва. ул. Волхонка, д. 10

Организаторы:

  • Политехнический музей;
  • Художественный фонд «Московская биеннале».