Онлайн-выставка. П.Г. Тагер и его «Путевка в жизнь»

Инна Гусалова
806
0

Онлайн-выставка – уникальная возможность не выходя из дома посетить Политехнический музей и познакомиться с экспонатами из наших коллекций. Вы сможете узнать больше о заинтересовавших вас экспонатах на выставках Политехнического музея или в наших Открытых фондах.

Автор статьи: Т.А. Платонова
Cтарший научный сотрудник Политехнического музея

Первые шаги создания звукового кино в СССР

Павел Григорьевич Тагер — выдающийся ученый, один из основоположников теории звукового кинематографа.

Изобретение кинематографа стало возможным благодаря синтезу многих областей науки и техники. Его история начинается со второй половины XIX века и связана с активными исследованиями в области физиологии органов чувств, физиологической оптики, прикладной механики, точного приборостроения, моментальной фотографии, фотохимии, электротехники. За время своего существования кинематограф проделал огромный путь, превратившись из технической игрушки и ярмарочного аттракциона в могущественное искусство. Постепенно развивались технические средства кино, ставшего из немого звуковым, и из черно-белого цветным.

Идея фотографической записи и принципиальная схема устройства для такой записи зародилась в России благодаря работам А. Виксцемского. Он предложил нанести звуковой след (записываемые звуковые колебания) непосредственно на фильм, используя для этого воздействие света на светочувствительный слой кинопленки. Но для осуществления фотографической звукозаписи нужно было не только записать фотографическую фонограмму на светочувствительном материале (например: киноленте), но и придумать, как вновь воссоздать записанный звук.

Студентом Московского высшего технического училища И. Поляковым был предложен метод (1900 год) воспроизведения звука с позитивной фотографической фонограммы используя явление фотоэффекта. Практическое осуществление фотографической записи-воспроизведения произведено впервые Е. Румером (1900–1901 гг.) с помощью открытой в 1802 году русским физиком В. Петровым электрической дуги.

В 1910 году в России С. Лифшицем произведены успешные опыты по фотографической записи-воспроизведению звука. Первостепенное значение для развития и усовершенствования методов фотографической записи-воспроизведения звука имела разработка электрических источников света русскими учеными П. Яблочковым (1874 г.) и А. Лодыгиным (1873 год). Еще одним решающим моментом в цепи открытий и изобретений, определивших перспективу развития фотографической записи звука, было открытие радио А.С. Поповым и дальнейшее развитие радиотехники.

Работы по созданию «говорящего кино» в СССР были начаты по инициативе и проекту П.Г. Тагера 26 ноября 1926 года в Научно-исследовательским институте Физики и кристаллографии при Первом Московском государственном Университете. Работы велись совместно с инженерами И.С. Джигитом и А.А. Шиловым. Надо было найти такой способ записи и воспроизведения звука, при котором выполнялись следующие требования:

  • полная синхронизация между картиной и звуком. Она не должна нарушаться в случае разрыва кинокартины, вырезания отдельных кадров из ленты и т.д.;
  • записанные звуки можно было бы монтировать так же, как монтируются картины;
  • система записи звука должна была допускать возможность получения с оригинала достаточного количества копий;
  • необходимо, чтобы прибор, который воспроизводит звук находится вблизи экрана, на котором демонстрируется картина.

Из этих требований, которые поставил перед собой Тагер совершенно очевидно, что механическая запись звука совершенно непригодна для говорящего кино, так как очень трудно было добиться синхронизации картинки и звуков. Монтаж звука, например, записанного на граммофонную пластинку, невозможен. Поэтому работы стали вестись в направлении разработки таких методов, которые бы позволили записывать звук на той же ленте, что и сама картина. Опытным путем было доказано, что наиболее рациональным методом фиксации звука на киноленте будет оптический. Изобретателям нужно было заставить воздействовать звуковые колебания на количество света таким образом, чтобы получить его запись на светочувствительном слое киноленты. Рассматривалось несколько вариантов непосредственного модулирования света — манометрическое пламя, звуковой осциллограф. Но они оказались неприменимы вследствие целого ряда физических и технических причин, поэтому для говорящего кино было выбрано электрическое явление Керра (ячейка Керра).

Ячейка Керра представляет собой две накрест поставленные поляризационные линзы, между которыми находится модуляторный конденсатор, заполненный нитробензолом. В зависимости от величины напряжения на модуляторном конденсаторе происходит изменение оптических свойств нитробензола и через устройство проходит большее или меньшее количество света от некоторого постоянного источника света. При съемке действие устройства сводится к тому, что звуковые колебания превращаются в такие же по форме, но световые колебания. Таким образом, свет, прошедший через модуляторное устройство попадает на равномерно движущуюся киноленту. На ней получается запись звука в виде параллельных черточек различной ширины и интенсивности.

Одновременно со звуковой лентой (фонограммой) снимается и сама картина на другой киноленте. Обе ленты поступают в лабораторию, проявляются. Затем оба негатива отдельно друг от друга монтируются, как было предусмотрено сценарием, и попадают в копировальный аппарат. Таким образом, получается одна кинолента (кинофонолента).

Проекционный аппарат для звукового кино должен иметь кроме обычной рамки (для демонстрации картинки) и дополнительную рамку для воспроизведения звуков.

Идея состоит в следующем — луч света в форме узкой щели попадает на фонограмму и, просвечивая ее насквозь, проходит дальше. В зависимости от того, светлая или темная черточка фонограммы проходит в данный момент, лента пропускает большее или меньшее количество света, и при быстром движении мы будем иметь колебания интенсивности луча света, проходящего через пленку. Этот свет улавливается стоящим за кинолентой фотоэлементом, прибором, который превращает световые колебания в электрические. Причем эти колебания будут по форме совершенно такими же, которые были в усилителе при съемке. Далее фотоэлектрический ток идет в усилитель и воспроизводится репродуктором.

Первый этап работ группой Тагера был завершен в 3-месячный срок и 9 марта 1927 года в присутствии представителей Совкино были продемонстрированы основные принципы работы — установка световой телефонии, которая показала правильность выбранных методов и возможность их осуществления в Советском Союзе.

На втором этапе были изучены условия, построено 4 аппарата для фотографирования звуков и произведено около 130 съемок. 4 марта 1928 года в присутствии представителей Совкино состоялась демонстрация «говорящей фильмы», а 28 марта 1928 года состоялась первая публичная демонстрация в Большой аудитории Физического института в Москве.

Третий этап уже не мог быть осуществлен в стенах Физического института, и работа была переведена во Всесоюзный Электротехнический институт, где осенью 1928 года была создана лаборатория звукового кино под руководством П.Г. Тагера. Здесь был построен первый комплект звукозаписывающей аппаратуры и проведены опыты в рабочей обстановке. С 1929 по 1932 годы лабораторией было сконструировано семь типов звукозаписывающей аппаратуры и пять типов звуковоспроизводящей и свыше десятка вспомогательной аппаратуры. За время работы было подано 16 патентов.

В статье «Развитие и перспектива говорящего кино в СССР» в журнале «Советский экран» № — от 8.01.1929 г. П.Г. Тагер пишет, что термин «говорящее кино» стал неуместным и его надо заменить на термин «звуковое кино». Так как кроме речевом ставился вопрос и об акустическом сопровождении фильма, что повышало его художественную ценность. «Соответствующим монтажом повседневных звуков (или специально созданных) и из их комбинаций и сопоставлений можно будет получать новые контрасты» (ГРАЛИ фонд.2690, опись №1, ед.хр. №2).

Впервые в СССР звуковые киносъемки хроники в Москве были проведены 2 июля 1929 года на площади им. Свердлова. Первые фотографические съемки звуков на улице были проведены 2 августа 1929 года совместно с Межрабпомфильм. Звук записывался при помощи аппарата СГК-5. Первый опыт широковещания по системе «Тагефон» — воспроизведение по радио небольшой экспериментальной программы, сфотографированной «Тагефоном» под руководством П.Г. Тагера и режиссера Межрабпомфильма Л. Оболенского.

(Леонид Леонидович Оболенский (21 января 1902, Арзамас, Нижегородская губерния — 19 ноября 1991, Миасс, Челябинская область) — актёр, кинорежиссёр, звукорежиссёр, художник-декоратор, педагог, журналист. Народный артист РСФСР.) Первая демонстрация звуковой записи по радио состоялась 16.10.1929 г. и получила отзывы слушателей, в архиве сохранились почтовые карточки и письма, не все были довольны услышанным, многие жаловались на шумы, нечеткость речи и т.д. (ГРАЛИ фонд.2690, опись №1, ед.хр. №3)

В октябре 1929 года начаты систематические работы по съемке в первой производственно-экспериментальной звуковой кинопрограммы в студии Радиоцентра, которая в январе-феврале 1930 года была продемонстрирована в радиотеатре, оборудованном проекционной звуковой киноаппаратурой «Тагефон ПГК — 2».

С марта 1930 года были начаты работы по созданию звуковой кинофабрики имени «Рот Фронт» (Межрабпомфильм) в доме № 6 по Лихову переулку. Именно на этой киностудии был снят первый советский звуковой художественный фильм «Путевка в жизнь», имеющий ряд характерных черт немого кино. Именно поэтому в картине мало диалогов и гораздо больше пояснительных надписей, реплики актеров порой звучат неуклюже, а их мимика и жесты типичны для немых лент. Звук к фильму был записан по системе «Тагефон».

«Путевка в жизнь» была с восторгом принята зрителями не только в СССР, но и во всем мире — фильм закупили для проката 26 стран мира, а билеты на первые сеансы раскупались в считанные минуты. Впоследствии решением ЮНЕСКО картина была внесена в десятку лучших фильмов всех времен и народов. В 1932 году режиссерская работа Николая Экка была признана лучшей на первом Венецианском кинофестивале. Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 года в московском кинотеатре «Колосс», который, как и кинотеатр «Гигант» (г. Ленинград) были сданы в эксплуатацию в ноябре 1930 года. Эти кинотеатры были оборудованы звуковой киноаппаратурой «Тагефон СГК-4».

Звуковое кино становится самостоятельной отраслью в СССР к концу 1932 года, уже построены звуковые кинофабрики в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе. Оборудовано более 100 звуковых кинотеатров. П. Тагер ставит вопрос о качестве съемки и проката звуковых фильмов. Это значит, что надо обучать специалистов для обслуживания этой аппаратуры. В научно-исследовательской лаборатории звукового кино при кинофабрике имени «Рот Фронт» года, которая была организована в марте 1932 года, ведутся работы по изучению модуляторов света, лентопротяжных механизмов, оптических систем и фотохимических процессов кинопленки. Тагер говорит о необходимости введения стандартов и допусков по звуковому кино, отсутствие которых значительно замедляет его развитие. В декабре этого года П.Г. Тагером был изобретен, рассчитан и экспериментально проверен новый трехэлектродный модулятор света. Он отличается от модулятора Керра способом расположения электродов и их количеством, это модулятор был запатентован.

На основе этого модулятора были освоены в 1932−1934 годах звукозаписывающие аппараты «Тагефон СГК-7» и «Тагефон СГК-8». Звуковое кино стало реальностью.

Павел Григорьевич Тагер, выдающийся ученый, один из основоположников теории звукового кинематограф,а родился в Москве 18.09 (1.10) 1903 года (умер 30.6.1971 года). Результаты научных исследований по теории звукового кинематографа публиковались им на протяжении всех 40 лет его активной творческой деятельности с 1929 г. по 1971 г. Он исследовал многие вопросы: фонограммы переменной плотности, переменной ширины, природы звуковых искажений, являлся автором разработки теоретических основ стереофонического кинематографа. Первые эксперименты по стереофоническому кино он выполнял в НИКФИ в 1948−49 гг., а идею стереофонического кино он высказал еще в 1936 г. Фундаментальные публикации по теории стереофонической записи-воспроизведения звука были выполнены в 1960-е годы.

В 1948−49 гг., на разработанной в НИКФИ под руководством П.Г. Тагера аппаратуре был снят и показан впервые широкоэкранный стереофонический фильм с кашетированием кадра.

Как только появилось телевидение, П.Г. Тагер увидел перспективу органической связи кинематографа с телевидением, вопреки мнению очень многих специалистов, особенно на Западе, ошибочно предрекавших гибель кино в борьбе с телевидением.

Как выдающийся ученый П.Г. Тагер обладал огромным научным потенциалом. Его научная и изобретательная деятельность была чрезвычайно разнообразна, обильна по направлениям.

В годы Великой Отечественной войны П.Г. Тагер делает несколько важных военных изобретений, изобрел новую форму снаряда, обладающего лучшей пробивной силой.

В 1937 г. было присвоено звание профессора, в 1940 г. присуждена ученая степень доктора технических наук, в 1947 — звание заслуженного деятеля науки и техники РСФСР.

В 1950 г. он был отмечен Государственной премией за руководство, разработку и внедрение нового метода звукозаписи кинофильмов с использованием противофазной фонограммы.

П.Г. Тагер руководил разработкой аппаратуры для записи телевизионных программ на киноплёнку (1957) и является автором ряда работ в области видеомагнитной записи изображений (1957−60). За годы работы им был создан огромный комплекс техники киносети, разработаны и внедрены новые системы кинематографа. П.Г. Тагер награжден различными правительственными наградами, в том числе, Орденом Ленина.