Автохромы братьев Люмьер в России

Инна Гусалова
466
1

Авторы: Т.Л. Жекова, А.П. Попов

«Принцип <…> старый и выдуман не
братьями Люмьер, но никто не додумался до сего
времени до исполнения этого принципа
таким путем, как это сделали они.
Америку открыть тоже было просто,
Однако это сделал один Колумб»
(С.М. Прокудин-Горский).

Историческая справка

Попытки получить фотографическое изображение в натуральных цветах предпринимались чуть ли не со времени открытия фотографии. Идея многокрасочного фильтра-растра была запатентована Луи Дюко дю Гороном (Dukos du Hauron) еще в 1868 году. К началу XX века были известны несколько принципов получения цветных фотоизображений, представляющих чисто теоретический интерес и практическое использование которых так и не состоялось.

Используя опыт предшественников и собственные разработки, братья Огюст и Луи Люмьеры 17 декабря 1903 года запатентовали способ получения цветных изображений под названием «Автохромы Люмьеров» («Autochromes Lumière»). Изобретение было представлено Французской Академии Наук в докладе от 30 мая 1904 года с демонстрацией нескольких цветных диапозитивов.

«Автохромный» значит «самоцветный» (от греческих слов аutos – сам и сhroma – цвет), то есть самостоятельно передающий все цвета объекта съемки. Автохромный способ братьев Люмьер был первым, позволившим получать светоустойчивое изображение после сравнительно несложной обработки фотопластин, почему и оказался наиболее распространенным среди профессионалов и любителей фотографии во всем мире. Фотопластинки для цветной съемки, сходные с автохромами Люмьеров, выпускали и другие фирмы Франции и Германии(«Диоптихром», «Омниколор» и не только). Отличие было в том, что вместо зерен крахмала использовались частички окрашенной смолы (фирма «Агфа»), либо цветной растр и прочее.

Вкратце сущность способа Люмьеров заключается в следующем: на стеклянную пластинку наносится мозаичный фильтр из крахмальных зерен размером около 0,01 мм, окрашенных в основные цвета: красный, зеленый и сине-фиолетовый. Толщина слоя около 0,015 мм. Промежутки между зернами крахмала запудриваются порошком графита. Слой закрепляется прозрачным водоупорным лаком, который поливается панхроматической эмульсией.

В 1905 году Люмьеры усовершенствовали пластинки. Теперь они подвергались прессованию, и необходимость в заполнении графитовым порошком промежутков между зернами отпала. Прессование значительно повысило чувствительность фотопластинки. Но чтобы получить устойчивые результаты, братьям Люмьер потребовалось еще два года для разработки окончательной технологии.

Только в 1907 году пластинки «Автохром» стали выпускаться в промышленных масштабах. В 1913 году фабрика Люмьеров производила до 6000 пластинок форматом от 4,5×6 до 18×24 см в день. Выпуск автохромов продолжался вплоть до 1930 года.

Изобретение братьев Люмьер – важный этап эволюции способов получения изображения в натуральных цветах. Изобретенные ранее технологии съемки с тремя цветными фильтрами, интерференционный метод Г. Липпмана, были достаточно сложны и трудоемки. Создание автохрома позволило перевести цветную фотографию из лаборатории ученого-изобретателя в мастерскую фотографа-художника и затем сделать достоянием широкого круга фотолюбителей.

Несмотря на распространенность метода в начале XX столетия до настоящего времени сохранилось не так много автохромов. Как в свое время для дагерротипов, для автохромов характерно единичное исполнение. Кроме того, хрупкость стеклянной подложки, разрушение светочувствительного слоя не способствовали их долговременному хранению.

В собрании Политехнического музея это изобретение иллюстрируют 122 автохрома, что считалось крупной коллекцией даже в период их широкого распространения.

Уникальность коллекции обусловлена также тем, что кроме автохромов различных форматов (6×3, 9×12, 13×18 см), в ней есть стереоскопические снимки (формат 6×13 см). Коллекция сюжетно охватывает разные виды съемки: пейзажную, архитектурную (интерьеры и экстерьеры), жанровую, прикладную.

Косвенные признаки, в частности элементы оформления, и темы сюжетов указывают на их российское происхождение.

Тематика стереоскопических автохромов весьма разнообразна: виды Москвы и ее окрестностей в разное время года, виды Нового Иерусалима, интерьеры храмов. Особый интерес вызывают крымские съемки Воронцовского дворца, в числе которых автохром, запечатлевший радугу над морем, редкая удача для фотографа-любителя! Несколько автохромов, выполненных с особым умением, отражают предпочтения неизвестного автора: натюрморты и съемка цветочных букетов.

Несомненный интерес представляют 12 автохромов, закупленных музеем в 1993 году. Их автор – Николай Антонович Вендланд (1870 –1919) – крупный чиновник Адмиралтейства, фотограф-любитель.

На автохромах Вендланда – пейзажи средней полосы России. Это цветущий луг, опушка леса, поле пшеницы, луг с одуванчиками, берег реки. По сложности съемки выделяется снимок пирамидальных тополей на фоне заката. Десять автохромов выполнены в формате 9×12 см. Два других автохрома –13×18 см. Оба сняты в горах, на одном – горное озеро.

Последнее пополнение коллекции относится к 1995 году. Тогда были приобретены два автохрома неизвестного автора. Один из них – панорамный вид березовой аллеи, другой – стереопара: жанровая сцена в интерьере. На ней изображен мужчина, читающий газету. Оба автохрома имеют формат 6×13 см.

Представленные материалы и репродукции автохромов из коллекции Политехнического музея дают некоторое представление об этом важном этапе развития цветной фотографии, проложившем путь к современным цветным материалам, о деятельности российских фотографов, ученых, общественных деятелей по изучению, совершенствованию и использованию этой технологии цветной съемки.

В России новое изобретение освоили достаточно быстро и успешно.

Большой интерес к возможностям новой технологии получения цветного изображения проявили ученые. Серьезные изучения автохромов провел Сергей Михайлович Прокудин-Горский – известный деятель в области цветной фотографии, председатель V (светописного) отдела Императорского Русского Технического общества. Результаты исследования изложены им в статье «Новые пластинки бр. Люмьер «Автохром»» («Фотограф-любитель», 1907, № 10, с. 293–295). Он установил соотношение и распределение цветных зерен крахмала в фильтровом слое, чувствительность эмульсии к цветным лучам, а в заключении статьи объективно оценил достоинства и недостатки испытывавшихся пластинок.

Пропаганде научного применения автохромов уделял внимание доктор Николай Николаевич Черкасов – член постоянной комиссии при отделе Прикладной физики Политехнического музея. Черкасов былучастником многих фотографических выставок и конкурсов, его фотографические работы неоднократно удостаивались наград разного достоинства. В 1912 и 1913 годах он награжден двумя золотыми и бронзовыми медалями и денежным призом 100 рублей. На московской фотографической выставке 1908 года он получил Grand prix за рентгеновские снимки на пластинках «Автохром», среди которых были и стереоскопические. «Особенно замечательны его применения способа автохром к научным целям, его снимки медицинского характера <…> обладают первостепенным научным достоинством» – писали фотографические журналы того времени. На XII съезде русских естествоиспытателей и врачей в 1909 году он выступил с двумя докладами, посвященными новейшим способам цветной фотографии.

Нельзя умолчать о работах с автохромами еще одного русского ученого – инженера путей сообщения, а впоследствии профессора Петроградского института путей сообщения, А.И. Прилежаева. 15 января 1912 года в Санкт-Петербурге при V отделе ИРТО открылись трехмесячные курсы по цветной фотографии. Чтение лекций по теме «Цветная фотография и автохромия» было поручено А.И. Прилежаеву. Год спустя на собрании членов V отдела ИРТО в докладе о новых цветных фотопластинках «Агфа» («Agfa-Farbenplatte») он сообщил о результатах сравнительного анализа микрофотографий трехцветных фильтров на пластинках «Агфа» и «Автохром». В 1915 году, продолжая исследовательские работы по цветной фотографии, Прилежаев усовершенствовал светофильтр Люмьера для автохромов и с успехом продемонстрировал результаты своих изысканий на собрании Петроградского фотографического общества. Автохромы, снятые с его светофильтром, отличались насыщенностью цвета. В сентябре того же года с группой членов ПФО Прилежаев выполнил серию опытов по съемке автохромов при электрическом освещении.

Несколькими годами раньше, в 1912-м, действительный член ИРТО Р.Д. Пономарев на заседании Фотографического отдела Харьковского отделения ИРТО демонстрировал снимки спектров, отснятых на автохромных фотопластинках.

Большое внимание распространению нового метода уделили российские фотографические общества и специализированные печатные издания. Они не только давали информацию о технологии изобретения и оценивали его, но и устраивали многочисленные выступления, выставки, наглядно демонстрировавшие возможности и достоинства метода.

Уже в январском номере за 1904 год журнал «Известия Русского общества любителей фотографии» помещает статью А.В. Заикина «Цветное фотографирование», где автор делится впечатлением от увиденных у Люмьеров цветных снимков. Июньский номер за тот же год сообщает, что братья Люмьер выставили пластинки, светофильтры и реактивы, необходимые для получения цветных снимков, на Первой международной выставке цветной фотографии в Париже (май 1904 года).

В сентябре то же издание публикует переводную статью Е. Валлона (E. Wallon) «Новое приложение трехцветной фотографии». В сентябрьском номере журнала «Вся Россия» за 1904 год была опубликована статья «Цветная фотография по новому способу Люмьеров», в которой подробно описываются строение фотопластинок, съемка на них и обработка.

В 1906 году журнал «Фотограф-любитель», редактируемый Прокудиным-Горским, помещает отзыв Л. Видала (Lèon Vidal), секретаря Марсельского фотографического общества и специалиста в области цветной фотографии, о великолепных результатах съемки на пластинках автохром. При этом в редакционном замечании он указывает на многочисленные технические трудности, которые пока мешают способу братьев Люмьер стать промышленным.

Должное внимание этому методу уделяет С.М. Прокудин-Горский в монографии «Фотография в натуральных цветах», в течение 1906 года публиковавшейся в журнале «Фотограф-любитель».

В 1907 году пластинки автохром появились в продаже в России. Они вызвали большой интерес, особенно среди подготовленных любителей светописи. Журнал «Фотограф-любитель» печатает отзывы об автохромах фотолюбителя и изобретателя из Кишинева В.Ф. Гельгара, члена Санкт-Петербургского фотографического общества (СПбФО), участника многих фотовыставок герцога Н.Н. Лейхтенбергского, фотолюбителя Ф. Надлера из Иваново-Вознесенска, а также переводные статьи С. Чапека, К. Гундлаха, профессора Р. Нейгаусса, Ш. Гравье.

Январский номер журнала в 1908 году публикует подробную статью О. Люмьера и А. Зейвеца «О проявлении пластинок “Автохром”». Появляются отзывы и в других журналах. В частности, «Повестки Русского фотографического общества в Москве» помещают письмо члена РФО А.Г. Гаупта в редакцию о работе с пластинками «Автохром».

Фирмы, торгующие фототоварами, такие как, например, торговые дома «Сегаль Ся» (представители фирмы братьев Люмьер с 1893 года) или «И. Стеффен и К0», предлагают покупателям пластинки автохром трех размеров, наборы химических продуктов для их обработки, светофильтры и фильтродержатели для съемки на автохромах, а торговый дом «Иохим и К0» в своем прейскуранте на 1908 год отводит девять страниц убористого шрифта описанию подробной технологии изготовления автохрома.

Важно отметить тот факт, что в освоении и распространении нового метода участвуют фотографы не только Москвы и Петербурга, но и всей провинциальной России.

На международной фотографической выставке 1908 года, которую устраивает Московское художественно-фотографическое общество, цветной фотографии уделяется особое внимание. Пресса тех лет отмечает, что на выставке широко использованы автохромы. Журнал «Светопись» констатирует: «Следует отметить изящные работы, исполненные трехцветным способом К.Н. Солодовниковым. Им же выставлены и очень удачные снимки на автохроме. Этот так нашумевший способ представлен на выставке довольно обширно: есть работы бр. Люмьер – к удивлению ничего не представляющие…». На этой выставке К.Н. Солодовников получил высшую награду – Grand prix (почетный диплом).

Общественная деятельность Константина Николаевича Солодовникова тесно связана с Политехническим музеем. Подполковник в отставке, фотограф-любитель с 1978 года, член Фотографического отдела Общества по распространению технических знаний (ОРТЗ), соучредитель и первый секретарь Русского фотографического общества в Москве (РФО в Москве) и председатель Московского художественно-фотографического общества (МХФО), участник многих отечественных и зарубежных фотовыставок, член постоянной комиссии при Отделе прикладной физики Политехнического музея – это далеко не полный перечень аспектов его деятельности в области фотографии. В 1903 году, в честь двадцатипятилетия своих занятий фотографией, Солодовников жертвует всю собранную им за это время коллекцию (фотоаппараты и принадлежности, свыше 500 предметов) в Музей Прикладных знаний, а в 1908 году пополняет ее фотографиями, исполненными разными способами. В коллекции преобладали материалы, отражающие развитие цветной фотографии.

Среди экспонентов Международной фотографической выставки 1908 года был и фотограф-любитель из Санкт-Петербурга Иннокентий Сидорович Щеголев, действительный член РФО в Москве. И.С. Щеголев экспонировал на выставке коллекцию из 32 автохромов. По отзывам прессы «стереоскопические диапозитивы г-на Щеголева на пластинках автохром <…> замечательны». Бронзовой медалью выставки за выставленные автохромы награжден председатель Вятского фотографического общества В.В. Беркштекер. За год до того,1 февраля 1907-го, на заседании общества он выступил с докладом «О фотографиях в натуральных цветах по способу братьев Люмьер».

Медалью награжден и упоминавшийся выше герцог Лейхтенбергский. Журнал «Вся Россия» писал: «Интересна монтировка диапозитивов герцога Лейхтенбергского – они помещены внутри очень широких рамок из темного картона, загнутых раструбом вперед <… > Это очень идет к самим снимкам <…> сюжеты осени, сумерек, исполненные с глубоким пониманием и любовью к природе, передающие чрезвычайно тонкое художественное настроение. Такого применения автохрома и такого трактования при его помощи ландшафта нам не приходилось встречать».

В эти же годы Московский Музей Прикладных знаний начинает комплектовать свою фотографическую коллекцию автохромами и выставлять их в экспозиции. В кратком указателе Политехнического музея за 1911 год можно найти упоминание об автохромах: «на окне четыре снимка г-на Щеголева на автохромных пластинках Люмьера, принесенные отделу в дар г-ном Щеголевым». Владимир Александрович Щеголев – штабс-капитан, преподаватель московской гимназии им. И. и А. Медниковых.

В апреле 1912 года редакция журнала «Фотографические новости» организовала Вторую выставку-конкурс. И снова – повышенный интерес к автохромам. Среди награжденных за автохромные снимки появляются новые имена: золотой медалью награжден П.С. Творогов, член СпбФО, а бронзовые медали завоевали член ИРТО Н.А. Васильев, впоследствии товарищ председателя V отдела ИРТО, фотограф-профессионал, член СпбФО А.А. Соболев. Поощрительный отзыв ИРТО за микрофотографии на автохромных пластинках получил Д.М. Истомин.

Постоянно растет количество выставок- конкурсов, на которых среди прочих цветных фотографий начинают преобладать автохромы. Так, на Конкурсе цветных диапозитивов, устроенном V отделом ИРТО в Санкт-Петербурге в 1912 году, экспонируется 278 работ. Первую премию получает член Гельсингфорского клуба фотографов-любителей В.Н. Шохин. РФО в Москве также организовало «Вечер цветной фотографии», на котором главенствуют автохромы. В Одесском Фотографическом обществе на Товарищеской выставке работ членов общества из 142 экспонатов – 17 автохромов.

В январе 1913 года на VI художественно-фотографическом конкурсе РФО выставляется уже 125 автохромов (золотая медаль присуждена «известному московскому автохромисту» А.В. Парусинову)!

Все интенсивнее проводятся исследования в этой области, в том числе коллективные. Товарищеской выставке 1912 года в Одессе предшествовали доклад председателя ОФО Г.С. Михайлова-Мучкина «Об основаниях новейшей формы цветной фотографии на стекле» и практические работы членов общества по изучению технологии получения снимков на фотопластинках автохром (1911). В Воронеже члены Воронежского фотографического общества Кременецкий и Менц предоставили вниманию коллег подробнейший доклад о цветной фотографии на пластинках автохром, сопровождаемый демонстрацией цветных диапозитивов (1912).

19 марта 1913 года в Санкт-Петербургском институте инженеров путей сообщения состоялся вечер, посвященный цветной фотографии. Это был поистине «автохромный вечер»: демонстрировались автохромы В.И. Базилевского, сотрудника журнала» Фотографические новости», А.А. Гайлевича, хранителя художественной коллекции СпбФО, полковника В.В. Ратко, действительного члена РФО в Москве, фотолюбителей К.П. Гуртиха, Д.М. Истомина, А.А. Соболева, П.С. Творогова.

Через год на торжественном вечере, посвященном 75-летию изобретения фотографии, в актовом зале того же института экспонировались автохромы В.В. Ратко. А в Москве эту знаменательную дату отметили торжественным вечером в Большой аудитории Политехнического музея. И опять главной темой были автохромы: все присутствовавшие в очередной раз оценили несомненные достоинства автохромов А.В. Парусинова.

Успехи на выставках были закономерны, они адекватно отражали состояние научно-исследовательской мысли фотографической общественности России в вопросах цветной фотографии. Это всегда был плод многотрудной исследовательской работы по освоению и усовершенствованию техники и технологий получения цветного снимка, в частности, на автохромных фотопластинках.

Ф.Ф. Рейн, известный российский деятель фотографии, был отмечен на Всероссийской художественно-промышленной выставке, которая в 1913 году проводилась в Киеве, как автор «безукоризненных в техническом отношении автохромов». Ф.Ф. Рейн известен многолетними исследованиями в области фотографических эмульсий, предназначенных, в частности, для цветной фотографии. Например, в 1909 году в журнале «Фотографический листок» он частично опубликовал результаты своих исследований в статье «Новые пластинки для фотографии в натуральных цветах и их сравнение с автохром-пластинками».

Несмотря на начавшуюся Первую мировую войну российские ученые и фотографы продолжали уделять самое пристальное внимание автохромам.

Одной из самых сложных была проблема, связанная с единичностью снимка, получаемого с помощью автохромных фотопластинок. В первом номере журнала «Фотографические новости» за 1915 год В.И. Базилевский публикует заметку «Автохромные негативы», в которой предлагает изготавливать с автохрома негатив, а уже с него получать нужное количество копий автохрома-оригинала. Но круг поставленных задач все время расширяется, и через полгода тот же автор делится опытом исправления неудачных автохромов в статье «Испорченные автохромы».

21 ноября 1914 года на объединенном заседании ОФО и Одесского художественно-фотографического общества посвященном памяти председателя обоих обществ А.И. Рубца, погибшего в боях под Самбором, демонстрировались его лучшие автохромы, сделанные в Крыму и Санкт- Петербурге.

Все время усложнялись условия съемки. Автохромные фотопластинки испытывали в самых разнообразных климатических условиях. Например, участник арктической экспедиции лейтенанта Г.Я. Седова, художник-фотограф Н.В. Пинегин, 2 мая 1915 года провел в аудитории Политехнического музея лекцию-рассказ о зимовке экспедиции на Новой Земле и съемках, в том числе и цветных, в условиях Арктики. Газета «Столичная молва» в сообщении о лекции отмечала: «Рассказ, иллюстрированный шаг за шагом великолепными диапозитивами, снятыми в полярных льдах <…> Особенно хороши цветные диапозитивы, сделанные автохромным люмьеровским способом».

По-прежнему продолжаются публичные автохромные вечера в Петрограде. Один из таких платных вечеров в пользу «недостаточных студентов» 16 марта 1916 года был организован Петроградским фотографическим обществом. Традиционно он проходил в актовом зале Института инженеров путей сообщения. В подготовке вечера и в работе комиссии принял самое деятельное участие ученый Н.Е. Ермилов, автор нескольких серьезных книг по теории и практике фотографии. Помимо автохромов Ермилова на этом вечере демонстрировались автохромы Н.А. Васильева, членов ПФО В.Д. Нащекина, Л.В. Рейнберга, А.А. Соболева, Н.К. Чижова. «Третье отделение вечера было целиком посвящено автохромным снимкам работы члена Общества П.С. Творогова, показавшего на экране удивительные по красоте и технике исполнения шедевры», – писали «Фотографические новости».

Перечень российских деятелей фотографии, посвятивших себя работе с автохромами, не исчерпывается именами, упомянутыми в статье. Однако этот список дает полное представление об активной работе фотографических обществ по освоению, распространению и совершенствованию новых технологий в фотографии и об участии в этом многотрудном деле Политехнического музея.

Библиография

  1. Вся Россия / Ред. изд. К.И. Фреланд. –М.: 1904. — № 9.
  2. Вестник фотографии: Издание Рус. Фотогр. О-ва в Москве. – М., 1908. – №№ 1–12.
  3. Известия Русского общества любителей фотографии / Ред. П.В. Преображенский. – М.,1904. – №№ 1,7,10.
  4. Московский Музей Прикладных Знаний: Краткий указатель коллекций музея с планами и рисунками. – М.,1911. С.50 – С.80
  5. Повестки Русского фотографического общества / Ред. Н.С. Кротков. – М.,1908. №№ 1–12.
  6. Протоколы 200 заседаний: Материалы для истории Физического Отдела Музея Прикладных Знаний за первое 30-тилетие его существования / Ред. Репман А.Х., Багданов В.А.-М.: Тип. – литография Русского т-ва печатного и изд. дела, 1902. – 285с.
  7. Фотографические новости / Ред.-изд. Фелиш И. – М., 1912. №№ 2–11.
  8. Фотографический прейскурант складов фотографических принадлежностей/ Торговый дом Иохим и К°. – М., 1908. –210с.: ил.
  9. Фотограф-любитель / Ред.-изд. Проскудин-Горский С.М. – СПб., 1906. №№ 1−12.
  10. Фотограф-любитель / Ред.-изд. Проскудин-Горский С.М. – СПб., 1907. №№ 1−12.
  11. Фотограф-любитель / Ред.-изд. Проскудин-Горский С.М. – СПб., 1908. №№ 1−12.
  12. Советское фото. – М., 1985. № 2.
  13. Frizot M. A new histori of photography, 1998.