ПАЗ, «Запорожец», «Волга»: три ступени достатка

Инна Гусалова
293
0

Первый в России автомобиль был построен в 1896 году, так что отечественному автомобилестроению уже без малого 120 лет – были времена, когда страна занимала ведущие места в мире по показателям производства автомобилей.

Леонид Толмачев, специалист по хранению и изучению музейного собрания Политеха, рассказывает о некоторых экспонатах автомобильной выставки в рамках интерактивного семейного праздника «Классическое Рождество» в Сокольниках, на котором он побывал в начале 2015 года. Сегодня мы публикуем первую часть материала, посвященную легковым машинам и автобусам, произведенным в СССР.

Большим шагом стал пуск Горьковского автомобильного завода – первого в Советском Союзе предприятия, рассчитанного на массовое изготовление автомобилей. Легковые автомобили ГАЗ М1, сменившие их «Победы», а потом и «Волги» использовались в основном как служебный транспорт и в такси. Хотя «Победы» и «Волги» поступали в массовую продажу, приобрести их было непросто. Это были престижные автомобили, и среди владельцев встречались чаще известные люди – ученые, писатели, художники.

Заводы – производители легковых машин

Первый отечественный завод, 85 лет назад наладивший выпуск автомобилей для широкой продажи, сначала носил имя Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), затем назывался Заводом малолитражных автомобилей, а позже – имени Ленинского комсомола. Он производил автомобили под маркой «Москвич». Изначально завод был рассчитан на сборку 24 000 автомобилей в год, а в лучшие времена этот показатель доходил до 200 000. Помимо удовлетворения нужд населения в личном транспорте, на «москвичах» на дом к больному приезжали участковые врачи, использовались эти автомобили органами внутренних дел, в некоторых городах – в таксомоторной службе. От обычных «москвичи» специального назначения отличались соответствующими надписями, окраской, проблесковыми маячками, громкоговорителями, дополнительным оборудованием и оснащением. Нельзя не признать победы наших спортсменов, выступавших на «москвичах» в престижных международных соревнованиях.

Микролитражными автомобилями прославился Запорожский завод «Коммунар», преобразованный из предприятия по производству сельскохозяйственных машин и оборудования. Более тридцати лет это предприятие выпускало автомобили с двухдверными кузовами, оснащенные V-образными четырехцилиндровыми двигателями воздушного охлаждения, расположенными в задней части. Достоинства такой конструкции очевидны: кузов с двумя дверями прочнее и долговечнее четырехдверного, заднее расположение силового агрегата позволило избавиться от туннеля для карданного вала и, следовательно, сделать пол в салоне ровным. Двигатель с воздушным охлаждением по конструкции значительно проще двигателя с жидкостным охлаждением. А владельцу автомобиля с двигателем воздушного охлаждения не надо заботиться о том, чтобы в холодное время года слить воду из системы охлаждения. Наконец, заднее расположение силового агрегата позволило сделать днище автомобиля гладким, что дало неоценимые преимущества при езде по проселочным дорогам. И, наверное, ни у каких других советских автомобилей не было столько прозвищ, сколько у «запорожцев»: за воздухозаборники на ЗАЗ-966 и ЗАЗ-968 называли «ушастыми», а за отдушины на задних крыльях ЗАЗ-968М нарекли «мыльницей». Но все же, несмотря на минимальный уровень комфорта, продукция Запорожского автомобильного завода тоже пользовалась спросом – как относительно доступное по цене, простое в эксплуатации и обслуживании транспортное средство.

Большую любовь и симпатию у людей вызывала продукция Рижской автобусной фабрики, которая официально называлась RAF, в народе – «Рафик». И где только «рафики» ни использовались – и как корпоративный транспорт, и в маршрутном такси, и органами внутренних дел, и в скорой помощи, и на телевидении, и в обслуживании Олимпиады 1980 года. Доходило до того, что «рафиками» называли вообще любые микроавтобусы. Сейчас остается только сожалеть, что судьба Рижской автобусной фабрики, как и завода, некогда выпускавшего «москвичи», сложилась не лучшим образом – эти предприятия прекратили существование. Горьковский автозавод ведет сборку легковых автомобилей зарубежных фирм.

Немало «Побед», «Волг», «москвичей», «запорожцев» сохранилось до настоящего времени, и увидеть их можно не только на автомобильных фестивалях, но и на дорогах.

Автобусы

Большинство, не имевшее собственных машин, было вынуждено пользоваться общественным транспортом, где одну из главных ролей играли автобусы.

Жителей крупных городов Советского Союза возили на автобусах, изготовленных в подмосковном Ликино-Дулево, в городах поменьше – на львовских автобусах, обитатели небольших курортных городов довольствовались ПАЗами. Для обслуживания поселков и в межрайонном сообщении использовались КАвЗы, кроме того, некоторые предприятия на шасси грузовых автомобилей ГАЗ-51, ГАЗ-53А, а позже ГАЗ-52−04, ГАЗ-53−11 строили небольшие автобусы, использовавшиеся как передвижные клубы, библиотеки, книжные киоски, кинопередвижки. Эти же автобусы возили жителей деревень до ближайшего города или железнодорожной станции. В крупных городах такие автобусы были большой редкостью.

Одно из таких предприятий, именовавшееся изначально Краснодарским ремпромкомбинатом, а с 1993-го до банкротства в 2001 году – Краснодарским механическим заводом нестандартного оборудования АО «АвтоКубань», в начале 1960-х годов приступило к изготовлению автобусов «Кубань». Последним автобусом, разработанным на базе среднетоннажного ГАЗа, был «Кубань-Г1А1», но развал Советского Союза поставил крест на производстве таких автобусов. Предприятие начало выпускать микроавтобусы на базе ГАЗели, позже на базе ТАТА, но затем прекратило существование, и ныне «Кубани» стали музейными редкостями.

Вторая часть.

Автор Леонид Толмачев.