Компьютерные игры, современное искусство и кино

Екатерина Крылова
527
0

Современные художники активно обращаются к материалу компьютерных игр как источнику новых поп-икон, специфических сценариев и структур реальности. В своих работах элементы видеоигр (Space Invaders, Tony Hawk’s Underground и других) используют известные представители new media art – RSG, Йон Томсон и Элисон Крейгхед, Менди и Кит Обэдайк. Игровые хиты привели к появлению цифровых знаменитостей – таких, как Пак-Ман, космические захватчики, Марио, еж Соник, боссы World of Warcraft. Так, по Pac-Man’у снят сериал и выпущен музыкальный альбом – Pac-Man Fever. Среди экстремальных автомобилистов распространилось «пакманство» — опасная езда по белой пунктирной линии, которая с позиции водителя выглядит как поедание Pac-Man’ом белых точек (энерджайзеров). В 2002 году французский художник Ле Жантиль Гарсон «воссоздал» скелет Pac-Man’а из гипса диаметром 30 сантиметров, а затем сделал его улучшенную копию вместе с палеонтологом Франсуа Эскюилие.

В 1978 году выпуск Space Invaders на игровых автоматах вызвал временный дефицит монет номиналом в 100 иен. SI первой в истории получила статус killer app (игры, которая увеличивает продажи платформы, на которой она выпускается).

Со времен выпуска Super Mario Bros. было продано 40 миллионов копий, что принесло игре статус самой продаваемой в истории («Книга рекордов Гиннеса»), а самым распространеной формой оффлайн-жизни Марио и его брата Луиджи стали праздничные торты.

По мотивам культовой компьютерной игры в 2010 году снят фильм «Принц Персии: Пески времени», в котором отважный Дастан в исполнении Джейка Джилленхола демонстрирует блестящие навыки владения холодным оружием и недюжинные способности к акробатике и эквилибристике. В 2005 Анджей Бартковяк экранизировал Doom, а увлечение Counter-Strike легло в основу короткометражки «День Геймера»/A Gamer’s Day – фильма, в котором почти нет слов, только крики и эмоции. В 2006 Кори Юэнь снял карате-боевик «DOA: Живые или мертвые» по мотивам серии файтингов Dead or Alive. Популярность компьютерных игр с реалистичной 3D графикой привела к появлению целого киножанра – машинима. Короткие видеоскетчи и сериалы машинима использовали упрощенные и ограниченные технологии графического движка компьютерной игры, на основе которой создавались. Последние версии Call of Duty и GTA дают возможность записывать до минуты геймплея для редактирования во встроенном редакторе повторов, что делает машиниму практически неотличимой от кино. Иронизируя на тему популярности компьютерных игр и их персонажей, художник Гийом Реймонд воспроизводит героев видеоигр из живых людей, схема проста: один человек – один пиксель. Российский квартетAES+F позаимствовал название и сюжетную линию у популярной игры 1999 года Action Half-Life для масштабной серии видео и скульптур. Action Half-Life в свою очередь имитирует боевики Джона Ву и растиражирована в миллионах экземпляров на всех континентах.

Кори Аркангел взламывает культовые игры и «исправляет» на свой вкус – так, Super Mario 64 художник превратил в медитативный видеоарт, оставив только плывущие по небу облака, а шутер Hogan’s Alley трансформировал в игру I Shot Andy Warhol («Я стреляла в Энди Уорхола»), заменив мирных жителей на иконы масс-медиа – Папу Римского, рэппера и телеведущего Flavor Flav и Кола Сандерса (основателя сети фастфудов KFC). Художник предлагает стрелять в Энди Уорхола вместо гангстера. Уорхол в новом составе персонажей выступает в роли искупителя грехов общества потребления и потому выглядит совершенно лишним.