Взломай свой мозг: новый кружок в Детском лектории

Екатерина Сазонова
1041
0

На следующей неделе в Детском лектории открывается новый кружок: “Взломай свой мозг: когнитивистика в экспериментах”. Мы решили, что сейчас самое время выяснить у преподавателя кружка, Юлии Кожуховой, чем же занимаются ученые-когнитивисты и почему это может быть важно для подростков.

Начнем с очевидного вопроса. Что такое когнитивистика?

Это комплекс знаний о том, как устроено мышление человека. Мы изучаем, как устроена память, язык, восприятие и в чем специфика этих процессов у человека.

Зачем изучать это научное направление? А точнее, зачем погружать в него подростков?

Научный взгляд поможет подросткам найти ответы на вопросы, связанные с мышлением, вниманием, обучением. Почему мы всегда отвлекаемся на громкий звук? Из-за чего тиканье часов, которые мы обычно не слышим, иногда может ужасно раздражать? Почему нельзя объяснить другому, как надо кататься на коньках, а нужно учиться самостоятельно?

Кроме того, когнитивистикой совершенно не занимаются в школе. А она могла бы не только дополнить и расширить школьную программу, например, по биологии, но и помочь многое понять как о себе, так и о других.

Как эти знания пригодятся в жизни?

Если мы понимаем, почему наш мозг работает с информацией определенным образом, мы можем использовать это знание, чтобы действовать эффективнее. Например, если знать, как работает наше внимание и память, мы можем быть уверены, что перед экзаменом лучше поспать хотя бы полчаса, а не тратить последние минуты на зубрежку — толку будет намного больше.

Неужели если подросткам рассказывать, как устроен их мозг, они начинают лучше учиться? Есть ли какие-то конкретные исследования на эту тему?

Да, есть такие исследования. Например, Кэролл Дверк из Стэнфордского университета и её коллеги выяснили, что если дети читают и узнают о работе мозга и о том, что можно усовершенствовать некоторые навыки, они начинают лучше учиться. Они понимают, что их неудачи и проблемы не являются постоянными, и все можно поменять. Они начинают лучше справляться с трудностями.

Какие основные опорные пункты содержания занятия по когнитивистике? На чем вы делаете акцент?

Программа кружка строится на изучении наших познавательных процессов. Когнитивистика интересна тем, что всегда можно подобрать примеры, с которыми каждый из нас сталкивался на собственном опыте. Ведь мы все иногда забываем, куда положили ключи или не можем найти нужную вещь, хотя она лежит прямо перед нами. Если мы говорим про особенности внимания, то нам важно не только понимать, как оно работает, но и разобраться, как можно применить знания в жизни, в школе, дома.

Чем увлекается ребенок, который захочет ходить на такие занятия?

Он увлекается биологией, логикой, ему интересно понимать, как работают сложные процессы. Ему интересно понимать, чем люди могут отличаться друг от друга. Он не хочет ограничиваться школьной программой.

Вспомните нашумевшую иллюзию платья. Интересно было наблюдать, как взрослые люди не могли поверить в то, что не все видят одни и те же предметы одинаково, что наша зрительная система может стать причиной споров. Для людей, знакомых с когнитивистикой, это очевидно.

Почему такие оптические иллюзии встречаются в повседневной жизни и как мы их можем объяснить?

Мы получаем больше всего информации об окружающем мире при помощи зрения. Но мало где рассказывают о том, как именно это происходит, а главное – какие особенности и несовершенства есть у нашей зрительной системы.

Например, феномен мертвой зоны внимания. Если наш взгляд сконцентрирован на чем-то, мы можем не замечать никаких изменений вокруг объекта внимания. Откуда возникает такая локальная “слепота”? Когда наши предки видели опасность, или, наоборот, добычу, потеря времени на рассматривание деталей грозила весьма неприятными последствиями. Поэтому мы приспособились игнорировать лишнюю в таких ситуациях визуальную информацию.

Вы говорите, что на практической части кружка можно будет создать собственные иллюзии. Что это означает?

Конечно, мы не только будем говорить о том, что такое оптические иллюзии. У ребят также будет возможность самим создать некоторые из них и проверить их эффект на себе. Кроме того, важная часть программы — это работа с айтрекером. Это устройство, которое записывает движения глаз. Камера фиксирует, куда именно направлен взгляд человека в каждый конкретный момент времени. С помощью айтрекинга мы понимаем, каким образом человек изучает картинку, текст, слово и вообще любую визуальную информацию. Так мы узнаем, чему наши глаза уделяют больше внимания. Например, мы больше смотрим на лица людей, чем на обстановку, текст нас привлекает почти так же сильно, как и люди, а еще мы не можем удержаться и не посмотреть на улыбающегося человека. На кружке мы вместе решим, что должно стать объектом нашего исследования, поставим эксперимент с айтрекером и проанализируем его результаты.

Почему это может быть интереснее, чем, например, какие-то типичные занятия для детей, вроде музыки, рисования, конструирования?

Каждому свое (улыбается – прим. ред.). На самом деле, этот кружок интересен тогда, когда ты хочешь разобраться в себе. На уроках биологии дети проходят строение зрительной системы у животных, а в старших классах – у людей. Но разве не интересно понять, чем отличается твое зрение от зрения пчелы, например, и почему, зачем наше зрение именно такое?

И последний вопрос, который в последнее время нам все чаще задают. Многие подростки в 6 – 8 классах проходят достаточно сложный этап взросления. Может ли все-таки ваше занятие помочь ребенку справиться с ним?

Мы хотим помочь подросткам разобраться, как устроен мозг человека, как мы учимся и воспринимаем мир. Вместе с этим приходит понимание того, что другие могут отличаться от нас, что люди видят мир по-разному. И это может касаться не только цвета платья, но и более важных вещей. Думаю, занятия могут помочь подросткам быть терпимее к другим и их особенностям, а также к некоторым своим ошибкам и промахам. Если ты видишь, откуда берутся логические ошибки и искажения, с которыми мы все сталкиваемся, ты понимаешь, что нужно не переживать из-за них, а учитывать — в учебе и общении.

Обратите внимание!

Первое занятие кружка пройдет 24 сентября в Детском Лектории Научных лабораторий. Стоимость билета на кружок – 7000 рублей.

Купить билет можно в разделе Кружки Детского Лектория.