«Хотелось каких-то очень прикладных знаний»

Лобанова Лидия
261
0

Автор Юлия Филипьева, выпускница магистратуры по прикладной культурологии

После того как я окончила бакалавриат культурологии, хотелось каких-то очень прикладных знаний. Поэтому поиск магистратуры стал непростой задачей.

Мне всегда были интересны именно музеи, и я думала о более специфической магистерской программе. Сначала мне казалось, что неплохо было бы поучиться на музеологии, так как она более прогрессивна, чем музейное дело. Больше про digital, больше обращений к западному опыту, ориентация на посетителя. Но в результате я все-таки поступила на привычную мне культурологию в Вышку, правда, на прикладную культурологию.

Во-первых, я поняла, что культура и музей это, безусловно, всеобъемлющие темы. И чем шире взгляд, тем проект интереснее. Во многом проблемы у музеев от того, что они зациклены на себе. Мне кажется, лучше изучать менеджмент в области культуры, чем узкоспециально – музейный менеджмент: так возникает гораздо больше идей того, что и как можно сделать в музее.

Во-вторых, убедилась, что внутри нашего музейного сообщества отношение к музею в современных условиях эволюционирует слишком медленно. А вот аудитория стремительно меняется и развивается. Хочется говорить с ней на ее языке. В Вышке все достаточно современно и жизненно, культурологам проще двигаться в ногу со временем. Может быть, из-за того, что на них не лежит груз ответственности, связанный с музейной традицией.

Итак, в Вышке мне посчастливилось выбрать несколько курсов про музей, которые запустились в этом году – совместно с Политехом. Первое отличительное и приятное – много-много иностранных специалистов: разного рода музейных практиков и лекторов из Reinwardt Academie. Это очень круто! Особенно здорово было не только слушать теорию, но и рассматривать и анализировать конкретные примеры, воплощения идей (удачные и не очень). А главное – пробовать применять теоретические знания на практике.

Ведь часто на практике все оказывается не совсем так, как представлялось. Например, мы наблюдали, как ведут себя в экспозиции посетители, и думали, как сделать ее интереснее, понятнее, ближе аудитории. Одно дело – рассуждать об аудитории музея, и совсем другое – общаться с людьми, делать музей для них.

Перед магистратурой я работала в музее. Музей исторический, как полагается, старомодный. И у меня в голове по поводу этого музея засела идея, но развить ее я никак не могла. Однажды на паре мы делали задание на 15 минут – и за эти 15 минут мне удалось придумать для реализации своей идеи больше, чем за все время. Казалось бы, как можно научить чему-то очень практичному? Да, научиться можно только на практике. Но очень важно, чтобы рядом был гуру, который задаст правильный вопрос, обратит твое внимание на ошибку, подскажет и даст совет. Лекторы из Reinwardt Academie справляются с этой ролью безупречно.

В общем, я даже слегка завидую будущим магистрантам, которые поступят на новую программу, потому что представляю, как она может быть хороша. От всего сердца желаю им успехов! Пусть у нас будет больше музейных специалистов, готовых сделать больше интересных музейных проектов!